sewn boat reconstruction

same in English
Главная страница
Текущий проект -- коч по находкам в Мангазее
Мурманская шняка
Водлозёрка в Карелии
Водлозёрка в Фотевикене
Лодка из Туны в Баделунде
Новгородский чёлн
Обзор технологий шитья в судостроении
Получение смолы в смолокурне
Пилка теса ручной пилой
Находка в Пыранихе
Современная водлозерка под мотор
Музей в Фотевикене
Товарищество Северного Мореходства
Национальный Парк Водлозерский
Контактная информация

!  Ищем мастеров, работников, партнеров для постройки серийных лодок и для реконструкции старинных судов (в перспективе - коча). Условия и оплата договорные, заинтересовавшимся просьба писать на почту Type email manually  !








Саамские шитые лодки.

См. также обзор техник шитья, фото коллекцию стежков разных судов




Лодка из Нотозера

См. также в статье К.Вестердаля.



Саамская лодка, привезенная Густафом Халльстрёмом в Швецию в 1909, фото 1999г в хранилище.

Шитье было очень характерно для саамского судостроения, в Лапландии сделано много археологических находок. Наиболее сохранившаяся лодка была сшита в деревне Нотозеро (Notojaur, Нотозерск), на Кольском полуострове. Лодка была доставлена в Швецию этнографом Густафом Халльстрёмом около 1909г, (ныне принадлежит музею Nordiska Museet в Стокгольме, находится в хранилище в Юлите.)

.


Саамская лодка, та же что на фото выше, это старинное фото Густафа Халльстрёма, сделанное в 1909 г .

Он также и задокументировал традиционный метод шитья письменно: Hallström, G., 1910, Båtar och båtbyggnad i ryska lappmarken. Fataburen 1909: 85-100. Stockholm




Та же лодка, старинное фото Густафа Халльстрёма, 1909 г .




Шитье той же лодки, фото 1999г в хранилище.

Толщина бечевок всего 3-4 мм, гораздо тоньше 8-ми миллиметровых отверстий. На мой взгляд, они слишком тонки и слабы, (вообще, имеет смысл использовать шовный материал как можно толще, лишь бы проходил сквозь отверстия. Диаметр последних и глубина желобков между ними ограничены только толщиной набоев, так что прочность шва определяется самими досками).



Фото 1999г в хранилище.

И действительно, во многих местах стежки лопнули и швы разошлись еще во время эксплуатации лодки, она ремонтировалась (довольно грубо) с помощью накладок на швы, деревянных нагелей и железных гвоздей.



Все шпангоуты составные из двух корневых кокор, (части ствола ели с отходящим под прямым углом корнем). Точно так же сделаны и штевни, один из которых вытесан из одного дерева с килем, а второй присодинен в замок. Обшивка со шпангоутами и со штевнями соединяются деревянными нагелями. Интересная подробность -- поверхность шпангоутов, подогнанная к обшивке, везде вытесана вогнутой формы (стрелки на рисунке). Все эти детали, хотя и выглядят излишними и нелогичными, могут представлять большой интерес для этнографии.



Фото 1999г в хранилище.

Лодка имеет длину 4.4 м и ширину 1.17м, посторена исключительно из ели. Толщина набоев 13-17мм, конструкция кажется излишне усложненной и трудоемкой, 2-е набои вытесаны сложным Г-образным профилем, чтобы получить острую "скулу" на стыке 1-х и 2-х набоев. Вблизи носового и кормового окончаний доски имеют сложной формы взаимозацепленные полки (показаны стрелками на фото), обшивка внакрой переходит в обшивку вгладь, а Г-образный профиль прерывается.



Саамский мастер шьет лодку, фото Г. Халльстрём, из архива университета в Умео. Оригинальная подпись Халльстрёма -- "Akksjaur båtbygge. 1908", т.е. "строительство лодок в Акксярви (Аксозеро?) 1908". Согласно же статье К.Вестердаля, это "Скольт Саамский лодочный мастер в1909г. в деревне Нотозерск на Кольском полуострове" (Skolt Saami boatbuilder in 1909 at the village of Notosersk (Nuotjaur) in the Kola peninsula).

Вероятно единственная из существующих старинных фотографий мастера, шьюшего лодку. Лодка на ней не та, что хранится в музее, но по технике шитья аналогичная. В качестве шовного материала использовалась 2-3 прядная бечевка из липового лыка, совершенно необычный для саамов материал, поскольку липы не растут в таком холодном климате. Он завозной из центральной России, в виде каких-то мешков для зерна или подстилок под них. В оригинале саамы использовали вицу из корня, пеньковую бечеву или даже оленьи жилы. Их эксперимент с лыком оказался не слишком удачным, как показывает непрочность и плохая сохнранность лодки в музее.

Хорошо виден Т-образный инструмент для натяжения стежка, проложенный в паз мох, и также один из зажимов-"клещей", удерживающий загнутый набой до пришивания. .

Общий вид того же места, фото Г. Халльстрём, из архива университета в Умео. подпись та же -- "Akksjaur båtbygge. 1908", т.е. "строительство лодок в Акксярви (Аксозеро?) 1908".



 

 

Лодка из Валькиярви

См. также о ней в статье К.Вестердаля



Один из самых крупных сохранившихся фрагментов лодки из Валькиярви. Фото 1999г в хранилище

.

Другая сравнительно сохранившаяся саамская шитая лодка была найдена в Валькиярви в Лапландии . Она была черезвычайно легкой и тонокой, обшивка толщиной всего 7-10 мм, сохранившиеся шпангоуты и штевни сечением 3-7 см, при длине лодки 4-5 м и ширине 90 см. Сохранившиеся шовные отверстия не более 3-4 мм, вероятно не просверленные, а проделанные ножом. Наверное лодка была рассчитана на переноску на плечах на достаточно большие расстояния. Материал всех частей -- ель. Датировка находки не произведена. В отличие от лодки из Нотозера, шпангуты вовсе не имеют подогнанных к клинкерной обшивке полок.



Чертеж фрагментов фрагментов лодки из Валькиярви.

.

Весла сохранились у обеих этих лодок, каждая пара весел сделана из елового ствола, расколотого вдоль на две половинки, обращенная вперед сторона весла ближе к середине ствола. Точно такова же традиция изготовления весел в русской Карелии, в других же местностях их обычно делают из одного бревнышка (соснового) каждое.





Шитые лапландские лодки в музее Тромсё, Норвегия.

См. также в статье К.Вестердаля.

Two sewn Lapp boats in Tromsø Museum

Две шитые лапландские лодки в музее Тромсё, на переднем плане -- построенная в 1871г. Фото: Арне Эмиль Кристенсен.

Постороены и использовались саамами для лова трески, в районе Пасвика, Киркенеса.



Шитье лапладской лодки из музея Тромсё, непереревный шов пеньковой бечевой. Фото: Арне Эмиль Кристенсен.

 

Литература:

Hallström, G., 1910, Båtar och båtbyggnad i ryska lappmarken. Fataburen 1909: 85-100. Stockholm (The only existing documentation of the building of sewn boat- in Notosersk, Nuotjaur, peninsula of Kola, in 1909).

Westerdahl Christer., 1985, Sewn boats of the North:A preliminary catalogue with introductory comments. The International Journal of Nautical Archaeology and Underwater Exploration (1985) 14.1 33-62




last update: May 2011   report problems with this page to
Type email manually

Hosted by uCoz