Реконструкция шитой кольской шняки

same in English
Главная страница
Текущий проект -- коч по находкам в Мангазее
Мурманская шняка
Водлозёрка в Карелии
Водлозёрка в Фотевикене
Лодка из Туны в Баделунде
Новгородский чёлн
Обзор технологий шитья в судостроении
Получение смолы в смолокурне
Пилка теса ручной пилой
Находка в Пыранихе
Современная водлозерка под мотор
Музей в Фотевикене
Товарищество Северного Мореходства
Национальный Парк Водлозерский
Контактная информация

!  Ищем мастеров, работников, партнеров для постройки серийных лодок и для реконструкции старинных судов (в перспективе - коча). Условия и оплата договорные, заинтересовавшимся просьба писать на почту Type email manually  !







Реконструкция и первый этап постройки (июль-ноябрь 2001г)

Заготовка леса
Полноразмерная картинка(34Кб)


Заготовка леса. Июль 2001.
Для получения теса шириной 35-45см необходимы были три ели 55-60см диаметром в комле. Бревно такого размера имеет объем почти 1,5 кубометра и в сыром виде весит более тонны. Они были найдены вблизи берега, поскольку заготовка и транспортировка производилась силами двух человек, из современной техники применялся только подвесной лодочный мотор. Использовалась двуручные поперечные пилы и топоры. Чтобы выбрать прямослойные деревья, следует делать небольшие затески и проверять, как отделяются щепка с древесины непосредственно под корой - отделятся она по направлению волокон. Прежде, чем валить дерево, имеет смысл также проверять, нет ли гнили в стволе, просверлив отверстия буром ("напарией"). Это правило было усвоено только после того, как два заготовленных бревна оказались гнилыми изнутри.
Вытесывается киль -- днище
Полноразмерная картинка(37Кб)


Вытесывается киль -- "днище" -- для него нужно еловое бревно длиной ~10.5м и диаметром ~40см. Бревно размечается с помощью натертого углем шнура и отвеса. Даже при разметке по линейке вместо карандашей использовались обугленные без доступа воздуха (в консервной банке) березовые палочки толщиной 4-8мм. Днище имеет Т-образное сечение, для установки штевней были сделаны клиновидные замки. Август 2001.
Киль на стапеле

Днище на стапеле. Кормовой и носовой штевни - "кокоры" установлены на свои места. Общая длина судна примерно 12м. Август 2001.

пришивается первый набой
полноразмерная версия (43Кб)

Доска первого набоя (пояса обшивки) выгнута, установлена на свое место при помощи зажимов с клиньями и пришивается еловым корнем. Октябрь 2001.

При изгибании этих набоев возникли очень серьезные проблемы, -- ширина досок очень велика, около 35 см, требовалость придать им закрутку почти в 90o по длине около 4 м. На небольших лодках эта проблема решается относительно легко, и казалось, что в крайнем случае можно подтесать набои шняки до толщины ~20 мм, ненамного превышающей толщину набоев малых лодок, и они должны изогнуться столь же легко. Однако выяснилось, что при закрутке главная проблема связана не с толщиной доски, а именно с ее шириной -- внутренние напряжения растут приблизительно квадратично с увеличением ширины. Удалось это только с 5-й попытки, 4 доски раскололись; была разработана технология распаривания досок для закручивания между двух длинных костров, и т.п., все заняло более месяца. Позднее были найдены сведения о том, что при постройке шняк первые набои ("косяки") не изгибались, а вытесывались с закруткой из специально подобранного косослойного ствола.



last update: February 2012   report problems with this page to
Type email manually

Hosted by uCoz