Реконструкция шитой кольской шняки

same in English
Главная страница
Текущий проект -- коч по находкам в Мангазее
Мурманская шняка
Водлозёрка в Карелии
Водлозёрка в Фотевикене
Лодка из Туны в Баделунде
Новгородский чёлн
Обзор технологий шитья в судостроении
Получение смолы в смолокурне
Пилка теса ручной пилой
Находка в Пыранихе
Современная водлозерка под мотор
Музей в Фотевикене
Товарищество Северного Мореходства
Национальный Парк Водлозерский
Контактная информация

!  Ищем мастеров, работников, партнеров для постройки серийных лодок и для реконструкции старинных судов (в перспективе - коча). Условия и оплата договорные, заинтересовавшимся просьба писать на почту Type email manually  !







Плавание по Онежскому озеру и Белому морю. Июнь-август 2005

См. также:




карта

Летом 2005 г. на шняке был совершен переход от места постройки (дер. Коскосалма на Водлозере) к будущему ее "порту приписки" - гавани Благополучия на Соловках. Владельцем судна является Товарищество Северного Мореходства, общественная организация, возрождающая традиции соловецкого судоходства и судостроения; она финансировала данное плавание.

Одновременно переход должен был послужить для оценки мореходных качеств шняки, и, главное, проверки реконструированного шва на жизнеспособность в характерных для него условиях. Без такого испытания археологический эксперимент нельзя было бы считать завершенным, и уверенность в том, что реконструкция является верной и состоятельной, отсутствовала бы. Поэтому судно перегонялась в пункт назначения далеко не по кратчайшему пути, мы постарались употребить все располагаемое время для дополнительных плаваний. В результате маршрут получился такой: Коскосалма - Куганаволок - [перевозка автотранспортом] -- Кашино - Повенец - Кижи - Оленьи острова - Петрозаводск - Повенец - [проводка через ББК на буксире] - Беломорск - Соловки - Соностров - губа Красная - Соловки.

Своим ходом по Онежскому озеру и Белому морю было пройдено около 900 км, из них более 200 км - с 8-ми метровой лодкой на буксире. Полное время в пути при поднятым якоре - примерно 220 часов, что дает среднюю скорость ~4 км/ч. Цифра не слишком впечатляет, но можно переформулировать результат более оптимистично: усредненная по всему времени плавания протяженность суточного перехода составила 100 км (4,1 км/ч * 24 часа = 100 км).

Максимальная длительно поддерживавшаяся в этом плавании скорость составила 6-7 узлов, или 11-13 км/ч.

Главный объект интереса в этом проекте - реконструированный шов вицей - выдержал испытание успешно, без каких-либо оговорок. Прочность его не вызвала опасений, водотечность оставалась вполне приемлемой для такого водоизмещения, в пределах 10 ведер в сутки.

погрузка автокраном

Полноразмерная картинка(93 Кб)


Перевозка по суше с Водлозера в Онежское. Фото Генри Бергиуса.

Судно было в Куганаволоке вытащено на берег с помощью трелевочного трактора, 27 июня погружено автокраном на трейлер - "шаланду" (фото) и перевезено в деревню Кашино, примерно в 15 километрах выше устья реки Водла (река эта протекает из Водлозера в Онежское, но в верхнем течении несудоходна из-за порогов).

Вероятно, 90-километровая перевозка по ухабистой грунтовой дороге была самым серьезным испытанием, когда-либо выпадавшим на долю шитого вицей суднового корпуса, и я со страхом ожидал, что после спуска на воду он наполнится водой и начнет тонуть прямо у причальной стенки. К счастью, этого не произошло, после перевозки течей не открылось

См. еще фото перевозки с Водлозера в Кашину Гору.

Шняка спущена на воду реки Водла в Кашиной Горе. Беспорядок на борту после перевозки. Июнь 2005.

См. еще фото перевозки с Водлозера в Кашину Гору.



парус

Полноразмерная картинка(62 Кб)

Первая установка паруса и настройка такелажа после спуска на воду в реке Водла. Фото Генри Бергиуса. Июнь 2005.

Еще фото плавания, Водла, Онежское озеро.

устье Водлы

Полноразмерная картинка(80 Кб)

Подходим к устью реки Водла. Слева направо: Феодосий Травин, Фредрик Койвусало, Михаил Наймарк. Команда на разных этапах насчитывала от 2 до 4 человек. Фото Генри Бергиуса. Июнь 2005.

штиль

Штиль на Онежском озере. Июнь 2005. Фото (с надувной лодки): Фредрик Койвусало

прибываем на Соловки
Полноразмерная картинка (67 Кб)

Прибытие в гавань Благополучия на Соловецких островах. Июль 2005.
штиль

У причала мидиевой фермы на Сонострове. Разжигание огня в алажме в сырую погоду, дым ест глаза. Август 2005. Фото Стаса Маркина

штиль

На пути от Сонострова к губе Красной, на буксире за кормой лодка Феодосия. Август 2005. Фото Стаса Маркина

губа Красная
Полноразмерная картинка (46 Кб)

Самая северная точка маршрута -- губа Красная, мыс Кузокоцкий. До Полярного круга около 7 миль. Август 2005.


last update: February 2012   report problems with this page to
Type email manually

Hosted by uCoz