Проект археологического эксперимента
Товарищество Северного Мореходства   Водлозерский Национальный Парк   Шитые лодки,Фотевикен  
  same in English   Главная страница     Ссылки в Интернете    Пишите нам  


Проект археологического эксперимента.

Восстановление утраченной технологии “шитья” -- безгвоздевого набора обшивки в древнерусском судостроении.

Обоснование проекта

На сегодняшний день в наших исторических знаниях о развитии цивилизации Северной Европы и Азии оставался серьезный пробел – на протяжении веков в этих регионах значительная часть морского и речного флота строилась по особой технологии, без применения металлического крепежа, -- пояса обшивки сшивались внакрой при помощи “вицы” или корня деревьев некоторых пород. Данная методика берет свое начало с раннего бронзового века; в период своего расцвета она применялась весьма широко – в частности, так стоились практически все суда Новгородской Руси 10-17 веков и северного русского Поморья до реформ Петра 1. Однако технология эта полностью утеряна, и отсутствие объективных данных об эксплуатационных и мореходных качествах таких судов серьезно затрудняет историко-экономический анализ развития этих регионов; с другой стороны, отсутствие исчерпывающего технического представления о методике и приемах “шитья” создает заметные проблемы для достоверной реконструкции типа и облика судов по археологическим находкам.

Для решения подобных проблем плодотворным оказывается метод археологического эксперимента, -- в качестве ярких примеров можно привести известные путешествия Тура Хейердала на плоту “Кон-Тики” и папирусных лодках “Ра”, или пересечение Атлантики кельтской кожаной лодкой “Св.Брендан”. В Скандинавских странах накоплен богатый опыт постройки и эксплуатации точных реплик судов эпохи викингов, -- драккаров, в Германии и Швеции успешно строятся и испытываются копии ганзейских коггов, в Нидерландах и Великобритании воссоздаются крупные парусные суда более позднего периода.

В России ведущей организацией в этой области является Морской историко-культурный центр (МИКЦ) в г. Петрозаводске,образованный в 1995 году при поддержке Правительства Республики Карелия и при участии Морского клуба “Полярный Одиссей”, которым было построено свыше 30 реплик деревянных судов - кочи, лодьи, шхуны, галеасы, соймы, струги и др. Построенные корабли принимали участие в уникальных экспедициях по всему миру. Кроме того, уже имеется опыт успешной постройки относительно малых судов с предельно точным соблюдением технологии шитья, без применения каких-либо современных (электрических, механических, и т.п.) инструментов, и без использования каких-либо промышленных материалов (в частности, доски обшивки изготовлялись не на пилораме, а вытесывались топором из расколотых клиньями бревен). Известны также 2 или 3 копии небольших шитых лодок, построенные в Финляндии по материалам находок в Меркиярви и в Раакиля-Койраламенсуо.

Однако в настоящее время не существует ни одной копии более крупного морского судна, воспроизводящей технику “шитья” -- все известные копии построены более современными методами, с применением металлического крепежа. Благодаря поведенной работе и накопленному опыту складываются условия, позволяющие заполнить этот пробел и провести достоверную и полную реконструкцию многих типов более крупных судов северорусского Поморья и Новгородской Руси, включая воспроизведение всех приемов и методов технологической цепи. Необходимые археологические данные – как фактические, так и теоретические, собраны группой арктической археологии Института Археологии РАН, в частности, по материалам Новгородской, Шпицбергенской и Мангазейской экспедиций, обработавших большое число находок судовых остатков.

Помимо научных и исследовательских целей, археологические эксперименты с постройкой и испытанием реплик старинных судов служат целям широкой популяризации исторических знаний, превращая их из теоретической дисциплины в наглядную и зримую реальность. Учебно-воспитательная работа с молодежью, ее привлечение к изучению и освоению народных традиций должна стать одним из приоритетных направлений проекта. Кроме того, процесс постройки, наглядно демонстрирующий старинные методы и приемы, а также возможность даже кратковременной ознакомительной поездки на судне, сшитом без единого гвоздя, всегда вызывают живой интерес и могут взаимовыгодно сочетаться с туристическим и рекламным бизнесом.

Весь ход эксперимента должен быть подробно документирован видео-, фото, и др. материалами, фиксирующими ценную для историко-археологических исследований информацию. Эти материалы так же могут использоваться в образовательных, рекламных, и др. целях.

 

Научно-технические цели и задачи проекта

Основной целью данного археологического эксперимента является полномасштабная реконструкция утраченных в настоящее время древнерусских судостроительных технологий, главным образом технологии “шитья” набранной внакрой (клинкерной) деревянной обшивки, и получение надежной и достоверной информации о мореходных и эксплуатационных качествах таких судов.

Строительство судов предполагается проводить в полном соответствии с традиционными методами, без применения современного оборудования, электрического, бензинового, механического и т.п. инструмента, и без использования каких-либо материалов, изготовленных промышленным способом, в частности, без использования готовых пиломатериалов. Только при соблюдении этих условий возможно достаточно достоверное экспериментальное восстановление утерянных элементов технологии, оценка их трудоемкости и т.п. Аутентичность реплики при таких условиях всегда производит впечатление даже на непрофессионального зрителя, туриста, в противоположность репликам, при постройке которых “старину” пытались имитировать с помощью современных технологий – последние, как правило, оставляют впечатление некоторой фальши.

Целесообразно проводить эксперимент в несколько этапов, начиная с реконструкции сравнительно небольшого и хорошо описанного судна, и в перспективе предполагая восстановление более крупных судов. Возможна корректировка плана последующих этапов по результатам предыдущих.

  1. Первый этап, -- планируется на весенне-летние сезоны 2001-2002 гг. Реконструкция шняки – традиционного судна северорусского Поморья. Длина 12 м, ширина 2,7 м, водоизмещение 1,5–2,5 т.; хотя конструкция довольно проста, но весьма характерна, оно имеет колоритный облик и очертания судов русского Севера. Суда такого типа широко использовались для каботажного плавания в бассейнах Белого и Баренцева морей, в районах Колы и Кольского полуострова, северной Норвегии, Архангельска, Холмогор и пр., начиная с 15-16 вв. вплоть до начала 20 века. Имеется хорошо сохранившийся экземпляр сравнительно новой постройки, выставленный в морском музее в г. Осло (см www.foteviken.se/sewnboat/shnjaka.htm ).
  2. При реконструкции “шитье” выполняется завитым еловым корнем сечением 10-12 мм, все приемы практически полностью совпадают с уже успешно опробованными в меньших масштабах при постройке традиционных 2-х копий северорусских лодок ( ~6 м длиной).

    Обшивка имеет 5 поясов (набоев), ширина которых достигает 0,45 м , толщина 25-27 мм, доски изготовляются распиловкой бревен с помощью ручной продольной пилы. Для штевней, шпангоутов и др. фигурных частей необходим подбор кокроного дерева с соответствующим изгибом. В качестве уплотнительного материала для швов используется сфагновый мох.

    Парусное вооружение классической шняки состояло из одной мачты с прямым парусом, однако существовал и другой тип судна – сойма, корпус которого имел практически такую же конструкцию, а оснастка состояла из двух мачт со шпринтовыми парусами; таким образом, постройка одного корпуса позволит провести испытание обоих типов парусного вооружения.

    На основании имеющегося опыта реконструкции лодок меньшего размера трудозатраты на постройку такого судна можно оценить в пределах 800-1200 человеко-часов, т.е. судно может быть построено бригадой из 3-4 человек за 3-4 рабочих месяца, вероятно сроки были даже меньшими для опытной артели судостроителей-поморов; однако следует учитывать, что реальные календарные сроки окажутся приблизительно вдвое большими в связи с необходимостью экспериментального поиска некоторых методов и приемов, а также в связи с возможными организационными задержками. Примерный бюджет первого этапа проекта может составить около 3000 долларов США с учетом организационных, транспортных и прочих расходов.

  3. Второй этап – планируется на лето-осень 2002 и летний сезон 2003 гг. Испытание построенной шняки в естественных походных условиях, накопление опыта ее эксплуатации, оценка ее мореходных качеств, прочности, надежности и долговечности шитого корпуса. Рационально организовать в форме нескольких туристических походов по водным системам Карельского перешейка и в прибрежных зонах Белого или Балтийского морей. Экипаж такого судна может состоять из 4-10 человек, и набираться частично из заинтересованных добровольцев в период летних отпусков. На данном этапе возможна так же организация коммерческих туристических поездок.
  4. Третий и последующие этапы – 2004-2006 гг.

Накопленный на предыдущих этапах опыт позволит приступить к реконструкции более крупных судов – шитые кочи северных поморов достигали 100 т водоизмещения и поддерживали регулярное сообщение между Колой (близ современного Мурманска) и Шпицбергеном, имевшим тогда русское название Грумант; в 16-17 вв. кочами обслуживался и важный торговый путь вдоль северного побережья Сибири – “Мангазейский ход”, соединявший Архангельск и Холмогоры с городом-колонией Мангазея в устье реки Таз. Шитые суда такого же размера существовали и на Балтике.

Другим направлением работ на этих этапах может стать реконструкция более древних шитых судов по археологическим находкам в Новгороде и Старой Ладоге, датируемым 9-13 вв.; при этом потребуется воспроизведение некоторых других технологических приемов, таких как распаривание и расширение над огнем долбленой днищевой части судна, вытесывание досок обшивки топором из колотых плах, и т.п.

Организационные задачи проекта.

  1. Создание инициативной группы, объединяющей и координирующей усилия всех организаций и лиц, заинтересованных в данном археологическом эксперименте. Сюда могут войти представители как научных, культурных и общественных организаций – институтов, музеев, клубов, культурных центров, так и коммерческих фирм, занимающихся туристическим бизнесом, рекламой, кино- и видео бизнесом. На этой стадии организации необходимо решить вопросы финансирования и поиска спонсоров для первого этапа проекта, связанного с относительно низкими затратами – реконструкции Кольской шняки (сравнительно некрупное судно длиной 12 м)
  2. Создание небольшого – 2-4 человека – коллектива опытных мастеров, знакомых с традиционными приемами судостроения и судовождения. Этот коллектив может являться непосредственным исполнителем проекта, а в перспективе служить ядром, объединяющим более крупный коллектив.
  3. Решение вопроса о месте постройки – для подобного эксперимента с точным воспроизведением всей технологической цепи чрезвычайно важно и воспроизведение всех природных условий, -- возможность заготовки всех материалов, поиска дерева, кокорных частей, и т.п., непосредственно в естественном лесу. Удачным решением может быть, например, постройка на территории национального парка, где наряду с указанными условиями имеется возможность проведения научной работы и демонстрации археологического эксперимента туристам.
  4. Всесторонние испытания построенных судов в естественных условиях, --организация летних походов на этих судах в бассейнах Белого и Балтийского морей. Решение регистрационных и правовых вопросов, связанных с прохождением экспериментальных судов по водным путям общего пользования.
  5. Обеспечение фото- и видео документации всех этапов эксперимента, постройки и испытания судна. Возможно взаимовыгодное сотрудничество с организациями, профессионально работающими в области кино- и видео бизнеса.
  6. Организация музейных экспозиций, раскрывающих все указанные аспекты старинных судостроительных технологий и традиций мореплавания. Особенно интересными оказываются экспозиции, в которых одновременно представлены как археологические находки, так и полномасштабная реплика судна, и зритель имеет возможность наглядного их сравнения и ознакомительной поездки на реконструированном судне.

 

 

Инициативная группа проекта, с указанием направления работы заинтересованных организаций и лиц.

  1. Группа арктической археологии Института археологии РАН

117036, Россия, Москва

ул. Дмитрия Ульянова, 19 ,

Тел.: (007) (095) 126-47-98, (007) (095) 126-94-44

Тел./факс: (007) (095) 126-06-30

E-mail: postmaster@iaras.msk.su

Основные экспедиции по теме “Северорусское судостроение”:

  1. Мангазейская историко-географическая экспедиция 1968-73 гг.
  2. Шпицбергенская экспедиция с 1978 г. по настоящее время
  3. Новгородская экспедиция, более 60 лет непрерывной работы.

Публикации:

  1. Дубровин Г.Е., Окороков А.В., Старков В.Ф., Черносвитов П.Ю. “Мангазея. Мангазейский морской ход”, Москва, 1979.
  2. Старков В.Ф. “Очерки истории освоения Арктики, т.2, Россия и северо-восточный проход”, Москва, 2001.
  3. Дубровин Г.Е., Окороков А.В., Старков В.Ф., Черносвитов П.Ю. “История северорусского судостроения”, Москва, 2001.

  • Наймарк Марк Леонидович
  • 117279, Россия, Москва,

    ул. Миклухо-Маклая, 57-1-115

    Тел.: (007) (095) 334-83-20

    E-mail: mikanmrk@rol.ru

    Интернет: www.foteviken.se/sewnboat , www.foteviken.se/sewnboat/boat

    Осуществление проектов реконструкции техники “шитья” и постройка реплик традиционных северорусских лодок по этой методике: 1995-96 гг. в Национальном парке “Водлозерский”, Республика Карелия; в 1999-2000 гг. для музея морской археологии в Фотевикене, Швеция. Также постройка в 2001 г. реплики шитой лодки из захоронения 8в. в Туне, Баделунда, в рамках археологического эксперимента, проводимого колледжем Сёдерторнс Хогскола в Стокгольме.



    Товарищество Северного Мореходства   Водлозерский Национальный Парк   Шитые лодки,Фотевикен  
      same in English   Главная страница     Ссылки в Интернете    Пишите нам  

    Последнее обновление страницы: February 2006   report problems with this page to
    Type email manually

    Hosted by uCoz