Товарищество Северного Мореходства | Водлозерский Национальный Парк | Шитые лодки,Фотевикен |
same in English | Главная страница | Ссылки в Интернете | Пишите нам |
Проект археологического эксперимента
.Восстановление утраченной технологии “шитья” -- безгвоздевого набора обшивки в древнерусском судостроении.
Обоснование проекта
На сегодняшний день в наших исторических знаниях о развитии цивилизации Северной Европы и Азии оставался серьезный пробел – на протяжении веков в этих регионах значительная часть морского и речного флота строилась по особой технологии, без применения металлического крепежа, -- пояса обшивки сшивались внакрой при помощи “вицы” или корня деревьев некоторых пород. Данная методика берет свое начало с раннего бронзового века; в период своего расцвета она применялась весьма широко – в частности, так стоились практически все суда Новгородской Руси 10-17 веков и северного русского Поморья до реформ
Петра 1. Однако технология эта полностью утеряна, и отсутствие объективных данных об эксплуатационных и мореходных качествах таких судов серьезно затрудняет историко-экономический анализ развития этих регионов; с другой стороны, отсутствие исчерпывающего технического представления о методике и приемах “шитья” создает заметные проблемы для достоверной реконструкции типа и облика судов по археологическим находкам.Для решения подобных проблем плодотворным оказывается метод археологического эксперимента, -- в качестве ярких примеров можно привести известные путешествия Тура Хейердала на плоту “Кон-Тики” и папирусных лодках “Ра”, или пересечение Атлантики кельтской кожаной лодкой “Св.Брендан”. В Скандинавских странах накоплен богатый опыт постройки и эксплуатации точных реплик судов эпохи викингов, -- драккаров, в Германии и Швеции успешно строятся и испытываются копии ганзейских коггов, в Нидерландах и Великобритании воссоздаются крупные парусные суда более позднего периода.
В России ведущей организацией в этой области является Морской историко-культурный центр (МИКЦ) в г. Петрозаводске,образованный в 1995 году при поддержке Правительства Республики Карелия и при участии Морского клуба “Полярный Одиссей”, которым было построено свыше 30 реплик деревянных судов - кочи, лодьи, шхуны, галеасы, соймы, струги и др. Построенные корабли принимали участие в уникальных экспедициях по всему миру. Кроме того, уже имеется опыт успешной постройки относительно малых судов с предельно точным соблюдением технологии шитья, без применения каких-либо современных (электрических, механических, и т.п.) инструментов, и без использования каких-либо промышленных материалов (в частности, доски обшивки изготовлялись не на пилораме, а вытесывались топором из расколотых клиньями бревен). Известны также 2 или 3 копии небольших шитых лодок, построенные в Финляндии по материалам находок в Меркиярви и в Раакиля-Койраламенсуо.
Однако в настоящее время не существует ни одной копии более крупного морского судна, воспроизводящей технику “шитья” -- все известные копии построены более современными методами, с применением металлического крепежа. Благодаря поведенной работе и накопленному опыту складываются условия, позволяющие заполнить этот пробел и провести достоверную и полную реконструкцию многих типов более крупных судов северорусского Поморья и Новгородской Руси, включая воспроизведение всех приемов и методов технологической цепи. Необходимые археологические данные – как фактические, так и теоретические, собраны группой арктической археологии Института Археологии РАН, в частности, по материалам Новгородской, Шпицбергенской и Мангазейской экспедиций, обработавших большое число находок судовых остатков.
Помимо научных и исследовательских целей, археологические эксперименты с постройкой и испытанием реплик старинных судов служат целям широкой популяризации исторических знаний, превращая их из теоретической дисциплины в наглядную и зримую реальность. Учебно-воспитательная работа с молодежью, ее привлечение к изучению и освоению народных традиций должна стать одним из приоритетных направлений проекта. Кроме того, процесс постройки, наглядно демонстрирующий старинные методы и приемы, а также возможность даже кратковременной ознакомительной поездки на судне, сшитом без единого гвоздя, всегда вызывают живой интерес и могут взаимовыгодно сочетаться с туристическим и рекламным бизнесом.
Весь ход эксперимента должен быть подробно документирован видео-, фото, и др. материалами, фиксирующими ценную для историко-археологических исследований информацию. Эти материалы так же могут использоваться в образовательных, рекламных, и др. целях.
Научно-технические цели и задачи проекта
Основной целью данного археологического эксперимента является полномасштабная реконструкция утраченных в настоящее время древнерусских судостроительных технологий, главным образом технологии “шитья” набранной внакрой (клинкерной) деревянной обшивки, и получение надежной и достоверной информации о мореходных и эксплуатационных качествах таких судов.
Строительство судов предполагается проводить в полном соответствии с традиционными методами, без применения современного оборудования, электрического, бензинового, механического и т.п. инструмента, и без использования каких-либо материалов, изготовленных промышленным способом, в частности, без использования готовых пиломатериалов. Только при соблюдении этих условий возможно достаточно достоверное экспериментальное восстановление утерянных элементов технологии, оценка их трудоемкости и т.п. Аутентичность реплики при таких условиях всегда производит впечатление даже на непрофессионального зрителя, туриста, в противоположность репликам, при постройке которых “старину” пытались имитировать с помощью современных технологий – последние, как правило, оставляют впечатление некоторой фальши.
Целесообразно проводить эксперимент в несколько этапов, начиная с реконструкции сравнительно небольшого и хорошо описанного судна, и в перспективе предполагая восстановление более крупных судов. Возможна корректировка плана последующих этапов по результатам предыдущих.
При реконструкции “шитье” выполняется завитым еловым корнем сечением 10-12 мм, все приемы практически полностью совпадают с уже успешно опробованными в меньших масштабах при постройке традиционных 2-х копий северорусских лодок ( ~6 м длиной).
Обшивка имеет 5 поясов (набоев), ширина которых достигает 0,45 м , толщина 25-27 мм, доски изготовляются распиловкой бревен с помощью ручной продольной пилы. Для штевней, шпангоутов и др. фигурных частей необходим подбор кокроного дерева с соответствующим изгибом. В качестве уплотнительного материала для швов используется сфагновый мох.
Парусное вооружение классической шняки состояло из одной мачты с прямым парусом, однако существовал и другой тип судна – сойма, корпус которого имел практически такую же конструкцию, а оснастка состояла из двух мачт со шпринтовыми парусами; таким образом, постройка одного корпуса позволит провести испытание обоих типов парусного вооружения.
На основании имеющегося опыта реконструкции лодок меньшего размера трудозатраты на постройку такого судна можно оценить в пределах 800-1200 человеко-часов, т.е. судно может быть построено бригадой из 3-4 человек за 3-4 рабочих месяца, вероятно сроки были даже меньшими для опытной артели судостроителей-поморов; однако следует учитывать, что реальные календарные сроки окажутся приблизительно вдвое большими в связи с необходимостью экспериментального поиска некоторых методов и приемов, а также в связи с возможными организационными задержками. Примерный бюджет первого этапа проекта может составить около 3000 долларов США с учетом организационных, транспортных и прочих расходов.
Накопленный на предыдущих этапах опыт позволит приступить к реконструкции более крупных судов – шитые кочи северных поморов достигали 100 т водоизмещения и поддерживали регулярное сообщение между Колой (близ современного Мурманска) и Шпицбергеном, имевшим тогда русское название Грумант; в 16-17 вв. кочами обслуживался и важный торговый путь вдоль северного побережья Сибири – “Мангазейский ход”, соединявший Архангельск и Холмогоры с городом-колонией Мангазея в устье реки Таз. Шитые суда такого же размера существовали и на Балтике
Другим направлением работ на этих этапах может стать реконструкция более древних шитых судов по археологическим находкам в Новгороде и Старой Ладоге, датируемым 9-13 вв.; при этом потребуется воспроизведение некоторых других технологических приемов, таких как распаривание и расширение над огнем долбленой днищевой части судна, вытесывание досок обшивки топором из колотых плах, и т.п.
Организационные задачи проекта.
Инициативная группа проекта, с указанием направления работы заинтересованных организаций и лиц.
117036, Россия, Москва
ул. Дмитрия Ульянова, 19 ,
Тел.: (007) (095) 126-47-98, (007) (095) 126-94-44
Тел./факс: (007) (095) 126-06-30
E-mail: postmaster@iaras.msk.su
Основные экспедиции по теме “Северорусское судостроение”:
Публикации:
117279, Россия, Москва,
ул. Миклухо-Маклая, 57-1-115
Тел.: (007) (095) 334-83-20
E-mail: mikanmrk@rol.ru
Интернет:
www.foteviken.se/sewnboat , www.foteviken.se/sewnboat/boatОсуществление проектов реконструкции техники “шитья” и постройка реплик традиционных северорусских лодок по этой методике: 1995-96 гг. в Национальном парке “Водлозерский”, Республика Карелия; в 1999-2000 гг. для музея морской археологии в Фотевикене, Швеция. Также постройка в 2001 г. реплики шитой лодки из захоронения 8в. в Туне, Баделунда, в рамках археологического эксперимента, проводимого колледжем Сёдерторнс Хогскола в Стокгольме.
Товарищество Северного Мореходства | Водлозерский Национальный Парк | Шитые лодки,Фотевикен |
same in English | Главная страница | Ссылки в Интернете | Пишите нам |
Последнее обновление страницы: February 2006 report problems with this page to