Реконструкция шитой кольской шняки

same in English
Главная страница
Текущий проект -- коч по находкам в Мангазее
Мурманская шняка
Водлозёрка в Карелии
Водлозёрка в Фотевикене
Лодка из Туны в Баделунде
Новгородский чёлн
Обзор технологий шитья в судостроении
Получение смолы в смолокурне
Пилка теса ручной пилой
Находка в Пыранихе
Современная водлозерка под мотор
Музей в Фотевикене
Товарищество Северного Мореходства
Национальный Парк Водлозерский
Контактная информация

!  Ищем мастеров, работников, партнеров для постройки серийных лодок и для реконструкции старинных судов (в перспективе - коча). Условия и оплата договорные, заинтересовавшимся просьба писать на почту Type email manually  !







Традиционная форма штевней (носовой и кормовой "кокор")

Изготовление кокоры из елового ствола с корнем Полноразмерная картинка(38Кб)

Кокоры вытесываются из нижней части ствола ели с большим корнем, отходящим под прямым углом. Из этого корня получается загнутая вверх и назад часть штевня - "коковка"; очень характерный прием в северорусском судостроении, придающий судам колоритные "поморские" или "карельские" очертания. Из той же части дерева делаются также шпангоуты ("опруги") для носовой и кормовой части, где судно имеет клиновидные обводы.
Шняка в морском музее Осло
Полноразмерная картинка(58Кб)


Шняка с мурманского берега, построена предположительно в 1905г. Выставлена в морском музее Осло.
Шняка в морском музее Осло
Полноразмерная картинка(29Кб)


То же, нос шняки в морском музее Осло
Нос построенной копии
Полноразмерная картинка(37Кб)


Нос построенной копии, октябрь 2002.
Реконструкция шняки 2001г
Полноразмерная картинка(47Кб)


Реконструкция шняки, август 2001г. Носовая кокора подогнана на свое место. Хорошо видны слои древесины, в частности у сердцевины ствола. Точно такая же картина слоев видна и на фотографиях шняки в музее Осло, см. выше.
Килевая лодка, Водлозеро 1974г
Полноразмерная картинка(29Кб)


Так называемая "килевая" лодка, на оз. Водлозеро, построена в 1960-х, фотография 1974г. По конструкции килевая лодка идентична кижанке с Онежского озера. Форма носовой кокоры этих лодок в точности повторяет ее форму у шняки. В отличие от водлозерок, имели более глубокие килевые обводы, (отсюда название), и лучше ходили под парусом. Использовались больше для транспортировки, в то время как мелкосидящие и более маневренные на веслах водлозёрки использовались для рыбалки, работ с сетями и мережами.
Килевая лодка, Водлозеро Полноразмерная картинка(21Кб)

Еще килевая лодка с Водлозера, постройки вероятно 1970-х годов. В это время на лодки устанавливались стационарные двигатели, под парусом они уже не использовались.
Водлозёрка 1980-х
Полноразмерная картинка(28Кб)


Водлозёрка постройки 1980-х, мастер Елисеев Иван Петрович. (фото 2001г.) По сравнению с кижанкой имеет гораздо более пологую и длинную носовую кокору.
Водлозёрка  1998г
Полноразмерная картинка(21Кб)


Водлозёрка, сшитая в 1996 г. корнями. Все остальные технологические и конструктивные приемы совпадают с теми, что применялись до самого недавнего времени при постройке лодок для хозяйства (слева). Только вместо гвоздей шитье корнями, и доски изготовлены не на пилораме, а вытесаны топором из расколотых клиньями бревен.
Нос водлозёрки в Фотевикене 1999г
Полноразмерная картинка(37Кб)


Нос водлозёрки,сшитой в 1999 г. для морского музея в Фотевикене. Кокора имеет немного более сложную и вычурную форму, часто это можно было видеть на более старых лодках 1950-60х годов.
Корма водлозёрки в Фотевикене 1999г
Полноразмерная картинка(38Кб)


Корма водлозёрки в Фотевикене 1999г. Кормовая кокора делается из той же нижней части елового ствола с корнем, разница только в пропорциях.
Нос кижанки
Полноразмерная картинка(30Кб)


Носовая кокора классической кижанки, в Кижах.
кокора водлозёрки
Полноразмерная картинка(58Кб)


Фрагмент носовой кокоры более старой водлозёрки, время постройки и мастер неизвестны. Фото 2005г.
saami boat in tromso
Полноразмерная картинка (33Кб)


Лапландская (саамская) лодка посторойки 1871г. выставленна в музее в Тромсё, Норвегия. Фото: Арне Эмиль Кристенсен.

Эта лодка похожа на уменьшенную копию кольской шняки, как по технологии и шовному материалу -- пеньковая бечева, так и по обводам и конструкции. Она тоже использовалась для промысла трески. Как известно, саамские мастера часто строили также шняки для рыбаков на Мурмане.

Фото © ООО «Научно-производственное объединение «Северная археология» 2005 г.

Форштевень (вверху) и ахтерштевень (внизу), вероятно принадлежавшие кочу из раскопок в Мангазее. Полукруглый ("чаша") и прямоугольный врубы на задней кромке ахтерштевня -- вторичные, для использования в постройке. Обратите внимание на форму "коковки" на верхней оконечность форштевня ("носовой кокоры") и сравните ее с гравюрой ниже. Все найденные крупные форштевни имеют такую коковку, один из таких штевней из Мангазеи выставлен в Музее Актики и Антарктики в С-Пб. Вытесывается штевень с такой коковкой также из ствола с большим отходящим корнем.

Ахтерштевень тоже из ствола с корнем, но корень служит для сопряжения с килем, сравните с ахтерштевнем строящейся шняки.

Интересен вопрос о породе дерева, поскольку большие, отходящие под прямым углом от ствола корни на поверхности почвы имеет только ель, из которой обычно и делаются эти штевни-кокоры. У сосны найти подходящий корень гораздо труднее. Большинство из деталей в Мангазее, порода дерева котрых установлена, являются сосновыми. Вот не знаю, установлена ли порода дерева этих штевней?


Гравюра из книги Николааса Витсена "Старинное и современное судостроение и судовождение (1690)", изображающая беломорскую "соляную лодью". Обратите внимание на форму коковки на форштевне, и сравните ее с найденной в Мангазее, на фото выше. Совпадение говорит о том, что рисунки для гравюр в книге Витсена действительно делались с натуры, и можно им доверять. Возможно такую коковку имели многие крупные суда, а не только лодьи и мангазейские кочи.





last update: February 2012   report problems with this page to
Type email manually

Hosted by uCoz