! Ищем мастеров, работников, партнеров для постройки серийных лодок и для реконструкции старинных судов (в перспективе - коча). Условия и оплата договорные, заинтересовавшимся просьба писать на почту !
Традиционная форма штевней (носовой и кормовой "кокор")
Полноразмерная картинка(38Кб) Кокоры вытесываются из нижней части ствола ели с большим корнем, отходящим под прямым углом. Из этого корня получается загнутая вверх и назад часть штевня - "коковка"; очень характерный прием в северорусском судостроении, придающий судам колоритные "поморские" или "карельские" очертания. Из той же части дерева делаются также шпангоуты ("опруги") для носовой и кормовой части, где судно имеет клиновидные обводы. |
|
Полноразмерная картинка(58Кб) Шняка с мурманского берега, построена предположительно в 1905г. Выставлена в морском музее Осло. |
|
Полноразмерная картинка(29Кб) То же, нос шняки в морском музее Осло |
Полноразмерная картинка(37Кб) Нос построенной копии, октябрь 2002. |
Полноразмерная картинка(47Кб) Реконструкция шняки, август 2001г. Носовая кокора подогнана на свое место. Хорошо видны слои древесины, в частности у сердцевины ствола. Точно такая же картина слоев видна и на фотографиях шняки в музее Осло, см. выше. |
Полноразмерная картинка(29Кб) Так называемая "килевая" лодка, на оз. Водлозеро, построена в 1960-х, фотография 1974г. По конструкции килевая лодка идентична кижанке с Онежского озера. Форма носовой кокоры этих лодок в точности повторяет ее форму у шняки. В отличие от водлозерок, имели более глубокие килевые обводы, (отсюда название), и лучше ходили под парусом. Использовались больше для транспортировки, в то время как мелкосидящие и более маневренные на веслах водлозёрки использовались для рыбалки, работ с сетями и мережами. |
Полноразмерная картинка(21Кб) Еще килевая лодка с Водлозера, постройки вероятно 1970-х годов. В это время на лодки устанавливались стационарные двигатели, под парусом они уже не использовались. |
|
Полноразмерная картинка(28Кб) Водлозёрка постройки 1980-х, мастер Елисеев Иван Петрович. (фото 2001г.) По сравнению с кижанкой имеет гораздо более пологую и длинную носовую кокору. |
Полноразмерная картинка(21Кб) Водлозёрка, сшитая в 1996 г. корнями. Все остальные технологические и конструктивные приемы совпадают с теми, что применялись до самого недавнего времени при постройке лодок для хозяйства (слева). Только вместо гвоздей шитье корнями, и доски изготовлены не на пилораме, а вытесаны топором из расколотых клиньями бревен. |
Полноразмерная картинка(37Кб) Нос водлозёрки,сшитой в 1999 г. для морского музея в Фотевикене. Кокора имеет немного более сложную и вычурную форму, часто это можно было видеть на более старых лодках 1950-60х годов. |
Полноразмерная картинка(38Кб) Корма водлозёрки в Фотевикене 1999г. Кормовая кокора делается из той же нижней части елового ствола с корнем, разница только в пропорциях. |
Полноразмерная картинка(30Кб) Носовая кокора классической кижанки, в Кижах. |
|
Полноразмерная картинка(58Кб) Фрагмент носовой кокоры более старой водлозёрки, время постройки и мастер неизвестны. Фото 2005г. |
|
Полноразмерная картинка (33Кб) Лапландская (саамская) лодка посторойки 1871г. выставленна в музее в Тромсё, Норвегия. Фото: Арне Эмиль Кристенсен. Эта лодка похожа на уменьшенную копию кольской шняки, как по технологии и шовному материалу -- пеньковая бечева, так и по обводам и конструкции. Она тоже использовалась для промысла трески. Как известно, саамские мастера часто строили также шняки для рыбаков на Мурмане. |
|
Фото © ООО «Научно-производственное объединение «Северная археология» 2005 г. Форштевень (вверху) и ахтерштевень (внизу), вероятно принадлежавшие кочу из раскопок в Мангазее. Полукруглый ("чаша") и прямоугольный врубы на задней кромке ахтерштевня -- вторичные, для использования в постройке. Обратите внимание на форму "коковки" на верхней оконечность форштевня ("носовой кокоры") и сравните ее с гравюрой ниже. Все найденные крупные форштевни имеют такую коковку, один из таких штевней из Мангазеи выставлен в Музее Актики и Антарктики в С-Пб. Вытесывается штевень с такой коковкой также из ствола с большим отходящим корнем. Ахтерштевень тоже из ствола с корнем, но корень служит для сопряжения с килем, сравните с ахтерштевнем строящейся шняки.Интересен вопрос о породе дерева, поскольку большие, отходящие под прямым углом от ствола корни на поверхности почвы имеет только ель, из которой обычно и делаются эти штевни-кокоры. У сосны найти подходящий корень гораздо труднее. Большинство из деталей в Мангазее, порода дерева котрых установлена, являются сосновыми. Вот не знаю, установлена ли порода дерева этих штевней? | |
Гравюра из книги Николааса Витсена "Старинное и современное судостроение и судовождение (1690)", изображающая беломорскую "соляную лодью". Обратите внимание на форму коковки на форштевне, и сравните ее с найденной в Мангазее, на фото выше. Совпадение говорит о том, что рисунки для гравюр в книге Витсена действительно делались с натуры, и можно им доверять. Возможно такую коковку имели многие крупные суда, а не только лодьи и мангазейские кочи. |
last update: February 2012 report problems with this page to