Реконструкция шитой кольской шняки

same in English
Главная страница
Текущий проект -- коч по находкам в Мангазее
Мурманская шняка
Водлозёрка в Карелии
Водлозёрка в Фотевикене
Лодка из Туны в Баделунде
Новгородский чёлн
Обзор технологий шитья в судостроении
Получение смолы в смолокурне
Пилка теса ручной пилой
Находка в Пыранихе
Современная водлозерка под мотор
Музей в Фотевикене
Товарищество Северного Мореходства
Национальный Парк Водлозерский
Контактная информация

!  Ищем мастеров, работников, партнеров для постройки серийных лодок и для реконструкции старинных судов (в перспективе - коча). Условия и оплата договорные, заинтересовавшимся просьба писать на почту Type email manually  !







Третий сезон, достройка и испытания. Июль-октябрь 2003г

переворачивание Полноразмерная картинка(47Кб)
Перед спуском на воду шняка была проконопачена мхом и просмолена, причем для качественной конопатки и просмолки снаружи корпус необходимо было перевернуть. Видны обводы подводной части. Август 2003.
пришит 3-й набой Полноразмерная картинка(76Кб)
Установка мачты, реи, и паруса первый раз проводилась на суше, до спуска на воду. Последующие испытания выявили множество недостатков рангута и такелажа, и потребвалась серьезная их доводка. Август 2003.

Парус был сшит из брезентовой парусины промышленного изготовления, на снасти пошли современные полиамидные веревки и канаты - следовательно, они не являются точной реконструкцией ; только корпус судна построен в соответствии со старинной технологией. Тем не менее парус, такелаж и рангоут выполнены в максимальном соответствии с чертежом из "Русского Судоходства", и с учетом расположения всех сохранившихся мест его крепления на шняке в Осло; многое оставалось неясным, и многое пришлось реконструировать в соответствии со здравым смыслом. Шняка имеет одну мачту с прямым парусом, площадью ~27 м2 . Мачта легко опускается и поднимается, иначе она сильно мешала бы на ловле и при гребле против ветра. Расположена она немного в нос от середины судна, и наклонена назад; наклон ее можно регулировать натяжением вант и штага. При движении острым курсом очень важно правильно настроить взаимное расположение центров аэродинамического давления ветра на парус и корпус и гидродинамического давления на подводную часть корпуса. Нужно чтобы возникающий момент слегка приводил судно к ветру, т.е. разворачивал нос против него. Этот момент компенсируется легким поворотом руля, и тогда сам руль работает против бокового дрейфа. Настройка достигается смещением центра парусности в корму, путем увеличения наклона мачты и реи, а также смещением центра гидродинамического давления в нос, путем перемещения туда груза и изменения дифферента. На судне большего размера эти способы малодейственны, и с этой точки зрения самое естественное решение - размещение в корме дополнительной мачты с малым шпринтовым парусом (примерно как у лодки -- водлозёрки), дополнительная площадь которого и сместит центр давления в корму. Именно такое вооружение имели крупные шняки середины 19 в., описанные Богославским, и я тоже думал об установке малой бизань-мачты, когда выяснилось, что центр парусности построенной шняки лежит слишком далеко в нос. Однако этот недостаток удалось устранить одной регулировкой наклона и настройкой такелажа, а вторая мачта на таком малом судне создавала бы тесноту и неудобства. На острых курсах совершенно необходим также галс, или булинь -- снасть, оттягивающая переднюю шкаторину прямого паруса вперед. Без него при малейшей невнимательности рулевого или изменении направления ветра парус наверняка заполоснется, надуется "пузом" назад, судно приведется к ветру, потеряет ход и престанет слушаться руля. Потребуется много времени и сил, чтобы снова лечь на нужный курс. На шняке можно подниматься против ветра, минимальный угол между направлением ветра, при оптимальной его силе, и реальным курсом (с учетом бокового дрейфа) достигает 60o-70o . Конечно, прямой парус очень неудобен при лавировке, смена галса - дело долгое и трудное; я на это время обычно становился на якорь, чтобы судно не сносило назад.

После спуска на воду Полноразмерная картинка(34Кб)

После спуска на воду судно даже несколько превзошло ожидания, хотя нужно сказать что осенью 2003г. на всесторонние испытания времени уже не хватило, в частности, судно не было испытано в шторм, и пока нельзя уверенно судить о его мореходности. Но корпус, по крайней мере, почти не течет, при стоянке на якорях за сутки прибывало всего около 20 литров воды. На веслах судно идет легко, даже один гребец без проблем может выгрести на нем против умеренного ветра; с полной командой из четырех гребцов скорость достигнет 5-6 км/ч. Под парусом, судя по всему, шняка может развивать до 10-15 км/ч, при достаточно безопасном сочетании площади паруса и силы ветра. После того, как был "доведен до ума" и настроен такелаж, стало возможным лавировать и успешно подниматься против ветра. Сентябрь 2003.

Вид почти готового корпуса сбоку
Полноразмерная картинка(73Кб)

Шняка во время испытаний. Более подробно о ее ходовых качесвах см. раздел о лавировочных качествах. Сентябрь 2003.


last update: February 2012   report problems with this page to
Type email manually

Hosted by uCoz