Manufacturing of the bottom part

same in English
Главная страница
Текущий проект -- коч по находкам в Мангазее
Мурманская шняка
Водлозёрка в Карелии
Водлозёрка в Фотевикене
Лодка из Туны в Баделунде
Новгородский чёлн
Обзор технологий шитья в судостроении
Получение смолы в смолокурне
Пилка теса ручной пилой
Находка в Пыранихе
Современная водлозерка под мотор
Музей в Фотевикене
Товарищество Северного Мореходства
Национальный Парк Водлозерский
Контактная информация

!  Ищем мастеров, работников, партнеров для постройки серийных лодок и для реконструкции старинных судов (в перспективе - коча). Условия и оплата договорные, заинтересовавшимся просьба писать на почту Type email manually  !







Изготовление долбленого днища

bottom

Фото: заготовка для днища хранилась в канаве с водой, перед разведением над огнем -- она на должна засыхать.

Готовая (перед разведением над огнем) заготовка имела длину ~6.3 м, и диметр 45 см в середине. Толщина ~15 мм в нижней части, плавно уменьшающаяся до 12-13 мм у краев. Расстояние между краями сверху было лишь 20 см, так что периметр получился 110-115 см в середине лодки. Днище получилось очень легким -- его без труда вынесли из леса к месту дальнейшей обработки на расстояние полкилометра четыре человека. Работа по его изготовлению заняла около 2-х недель.

trunk

Рис: естественные продольные впадины и изгиб ствола для наглядности преувеличены на этом рисунке.

Бревно нужно вымерять и разметить так, чтобы изгиб ствола смотрел вниз, и штевни будущей лодки получились выше, а главное, чтобы дно не выгнулось посередине вверх во время разведения над огнем. Внешняя поверхность должна быть тщательно выровнена от естественных впадин и выступов. Поскольку оно выдалбливается до толщины 13-15 мм, даже продольная впадина глубиной 1-2 мм, почти незаметная на глаз, если она тянется на несколько метров, создаст опасный пояс с меньшей толшиной, по которому может пойти трещина при разведении днища. Такие впадины легче ощутить рукой наощупь, чем увидеть глазом. Я оставлял несколько сантиметров запаса при обтесывании носового и кормового концов, окончательная форма им придавалась только после разведения, при установке штевней и набоев.



Фото: сосна для днища имела толщину 55-60 см в комлевом отрубе, и 45 см на высоте 4 м, т.е. в середине будущей лодки. Такое сырое бревно весит около тонны, так что черновая обработка и выдалбливание производятся прямо на месте, пока заготовка не станет достаточно легкой и сподручной.

Есть два способа контроля за толщиной стенки при выдалбливании и чистовой обработке изнутри:

  • 1)Сверлится множество маленьких отверстий (5-6мм) снаружи в шахматном порядке, в котрые забиваются деревянные пробочки, длина котрых равна толщине будущей стенки. Отверстия постепенно появляются с внутренней стороны по мере выдалбливания, и долбить прекращают, когда достигают торцов пробочек (их лучше зачернить смолой, чтобы были лучше видны). Этот способ трудоемок, отверстия не должны отстоять друг от друга дальше, чем на 20 см, чтобы достичь необходимой точности, так что потребовалось более 200 пробочек. Этот способ распространен в северной России и Сибири, но в сохранившихся частях лодки из Туны пробочек не обнаружено.
  • 2) Прокалывание стенки тонким шилом, длина которого соответствует желаемой толщине стенки. Этот способ быстрее ( и, следовательно, точнее!), но применим он только к мягкому свежему дереву при не слишком толстой стенке. Во всяком случае, для свежей сосны до 15 мм и осины до 30 мм. (в некоторых местах сосновая заготвка подсыхала, твердела, и сразу начинались проблемы с шилом). Способ описан Эйно Никкиля (Финляндия), скорее всего он и использовался при постройке оригинальной лодки.
Были опробованы оба способа, оба оказались состоятельными. Ни отверстия с пробочками не ослабляют заметно стенку, ни шило не оставляет видимых проколов; для данной тонкой лодки способ с шилом показался более подходящим.




last update: February 2012   report problems with this page to
Type email manually

Hosted by uCoz