Comparison between Gokstad and Tuna boats

same in English
Главная страница
Текущий проект -- коч по находкам в Мангазее
Мурманская шняка
Водлозёрка в Карелии
Водлозёрка в Фотевикене
Лодка из Туны в Баделунде
Новгородский чёлн
Обзор технологий шитья в судостроении
Получение смолы в смолокурне
Пилка теса ручной пилой
Находка в Пыранихе
Современная водлозерка под мотор
Музей в Фотевикене
Товарищество Северного Мореходства
Национальный Парк Водлозерский
Контактная информация

!  Ищем мастеров, работников, партнеров для постройки серийных лодок и для реконструкции старинных судов (в перспективе - коча). Условия и оплата договорные, заинтересовавшимся просьба писать на почту Type email manually  !







Сравнение реконструкции лодки из Туны в Баделунде с другими лодками той эпохи

Среди других лодок сходной конструкции нужно упомянуть находку в Меркиярви (см. также статью К. Вестердаля) в Финляндии -- лодка имела разведенное осиновое днище и по два набоя с каждого борта, нашитые еловым корнем. Она имела и долбленые штевневые блоки сходного типа, но не имела планшыря по всему борту, а лишь уключины с суком, пришитые на край верхнего набоя. Находка (ненадежно) датируется 15-м веком. Вторая находка -- это лодка из Бьёрке, Естрикланд, в Швеции, -- ее долбленое и разведенное днище было из липы, по одному набою с каждой стороны, прибитые на железные заклепки. Штевневые блоки были тоже долблеными, но гораздо менее развитыми. Опять же не имела планширя по всей длине, а только уключины. Датируется 4-м веком.

comparison Сходство между "выкройками" малой лодки из Гокстада (вверху), и реконструкции по лодке из Туны в Баделунде (внизу). Масшатб одинаков для обоих чертежей.

В знаменитой находке в Гокстаде была малая лодка ("четверка"), согласно принятой датировке, она была построена лет на 50 позднее, чем лодка из Туны в Баделунде. Она имела ту же длину, то же количество шпангоутов (пять) и то же расположение банок, над 2-м и 3-м шпангоутом. Хотя техника постройки совершенно другая -- это классическая клинкерная дубовая лодка с долблеными штевнями, но форма набоев у нее довольно своеобразная. Первый набой - самый широкий (~40 см). Учитывая тот факт, что в любой лодке труднее всего загнуть именно первый набой, и придать ему необходимую закрутку, это выглядит странным. В современных лодках первый набой наоборот самый узкий, и наиболее изогнутый и закрученный. Также, форма набоев в плане может быть более простой, прямой и сужающейся к концам, как у большинства современных лодок. Такое своеобразное решение скорее продиктовано какой-то традицией, чем практической целесообразностью. Не могла ли эта традиция брать начало в имитации формы разведенного долбленого днища в набранном клинкером корпусе? По крайней мере, такая "выкройка" выглядит логичнее для дополнительных набоев к разведенной долбленке, чем к клинкерному корпусу.

tuna small gokstad
В обводах этих двух лодок (из Туны слева, из Гокстада - справа) тоже заметно сходство.


last update: February 2012   report problems with this page to
Type email manually

Hosted by uCoz