Реконструкция шитой кольской шняки

same in English
Главная страница
Текущий проект -- коч по находкам в Мангазее
Мурманская шняка
Водлозёрка в Карелии
Водлозёрка в Фотевикене
Лодка из Туны в Баделунде
Новгородский чёлн
Обзор технологий шитья в судостроении
Получение смолы в смолокурне
Пилка теса ручной пилой
Находка в Пыранихе
Современная водлозерка под мотор
Музей в Фотевикене
Товарищество Северного Мореходства
Национальный Парк Водлозерский
Контактная информация

!  Ищем мастеров, работников, партнеров для постройки серийных лодок и для реконструкции старинных судов (в перспективе - коча). Условия и оплата договорные, заинтересовавшимся просьба писать на почту Type email manually  !





Сравните реконструкцию с оригиналом -- шнякой из морского музея в Осло.

См. также:
коллекцию старинных фотографий шняк

Шняка в морском музее Осло Кликните по картинке чтобы загрузить ее полноразмерную версию(58Кб)
Это достаточно крупное мореходное судно, (длина ~12м) с Мурманского берега, из Колы. Выставлена в Морском Музее в Осло, Норвегия.

Слово "шняка" очень древнее, еще в 9-11 веках так ("snäka" или "shnaeckja") назывался один из типов судов викингов. Вероятнее всего, слово было заимствовано поморами из старо-норвежского языка, с Норвегией поморье всегда имело тесные связи. Но, кроме того, по документам прослеживается его непрерывное использование в русском языке со времен контактов Новгорода с варягами, в условиях культурной изоляции слово могло сохраниться в языке русских поморов со времен викингов и заселения поморья новгородцами.

корпус почти достроен Полноразмерная картинка (52Кб)
Корпус построенной копии. Октябрь 2002.
Шняка в морском музее Осло Полноразмерная картинка(29Кб)

Нос шняки, выставленной в Морском музее г.Осло.
Нос построенной копии
Полноразмерная картинка(37Кб)


Нос построенной копии, октябрь 2002.

Шняка в морском музее Осло Полноразмерная картинка(30Кб)

Вид в корму шняки в Осло.

Шитье применялось только для швов между досками обшивки, "набоями". Шпангоуты ("опруги") установлены на деревянных нагелях, а к штевням ("кокорам") обшивка присоединена большими гвоздями. Позже судно ремотировалось с помощью гвоздей и заклепок, почти весь шовный материал был удален и отверстия заглушены пробками.

Внутренний вид в корму построенной копии Полноразмерная картинка(48Кб)

Внутренний вид в корму построенной копии. Октябрь 2002.
Шняка в морском музее Осло
Полноразмерная картинка(50Кб)


Шняка в морском музее Осло, внутренний вид.
Внутренний вид построенной реплики
Полноразмерная картинка(46Кб)

Внутренний вид построенной реплики.Пока отсутствуют одна из опруг (шпангоут), переборки отгораживающие "кару" - грузовой отсек, и "бортовые опруги" -- планширный брус. Октябрь 2002.
Шняка в морском музее Осло Полноразмерная картинка(29Кб)
Шитье шняки в Осло.

Сейчас судно дополнительно скреплено заклепками с шайбами промышленного изготовления, (возможно просто для сохранности и доставки в музей), но тем не менее хорошо видны шовные отверстия и соединяющие их желобки, в которые утапливались стежки. Шовным материалом служила пеньковая бечева, многие стежки сохранились. Возможны были даже комбинации различных материалов, судно могло изначально быть сшито корнями, а затем ремонтироваться с помощью пеньковых веревок в условиях эксплуатации в Арктике, где корни недоступны.

Шитье реконструированного судна Полноразмерная картинка(43Кб)

Шитье реконструированного судна, завитый еловый корень, толщиной 8-12мм. Как и на фото сверху, видны также торцы нагелей, крепящих опругу (шпангоут). Разница между двумя фото главным образом в том, что реконструированное судно еще не просмолено и имеет белый цвет. Сентябрь 2002.



Тесаные нижние набои.

Видна поверхность нижних набоев шняки в Осло, явные следы вытесывания и последующей грубой остружки рубанком(?) наискось. Фото Терье Планке март 2003г, объединение "Кюстен", музей викингских судов в Осло).

Как выяснилось позднее, когда реплика была уже построена, нижние набои шняк (здесь 2 нижних набоя), по-видимому, вытесывались топором с нужной закруткой и изгибом, а не загибались из плоских пиленых досок. Они назывались "косяком" (см. книгу "История северорусского судостроения") Для вытесывания закрученных досок норвежцы например выбирают дерево с подходящей закруткой слоев, и раскалывют на плахи клиньями. По спиральной линии раскола дополнительно сверлят буравом отверстия, в которые тоже забивают круглые клинья. При посторойке реплики это загибание оказалось черезвычайно проблематичным.

Материал нижних набоев -- сосна.

См. также еще фото шняки в Морском музее в Осло: kara.jpg, tp001.jpg, tp002.jpg, tp004.jpg, tp005.jpg, tp022.jpg, tp027.jpg, tp029.jpg, tp030.jpg, tp035.jpg, tp043.jpg, tp045.jpg, tp047.jpg, tp051.jpg, tp053.jpg, tp057.jpg, tp058.jpg, tp059.jpg.



Поверхность верхних набоев.

Поверхность верхних набоев набоев шняки в Осло. Фото Терье Планке март 2003г, объединение "Кюстен", музей викингских судов в Осло).

Поверхность гладкая, похоже оструганная, следов вытесывания не видно. Трудно судить о технологии, но вероятно изготовлены продольной распиловкой. Материал всего судна указан как сосна, но по расположению сучков в древесине я подозреваю что по крайней мере некоторые верхние набои могли быть еловые.

См. также еще фото шняки в Морском музее в Осло: kara.jpg, tp001.jpg, tp002.jpg, tp004.jpg, tp005.jpg, tp022.jpg, tp027.jpg, tp029.jpg, tp030.jpg, tp035.jpg, tp043.jpg, tp045.jpg, tp047.jpg, tp051.jpg, tp053.jpg, tp057.jpg, tp058.jpg, tp059.jpg.



Шняка в Осло

Внутренний общий вид шняки в Осло. Фото Терье Планке март 2003г, объединение "Кюстен", музей викингских судов в Осло).

См. также еще фото шняки в Морском музее в Осло: kara.jpg, tp001.jpg, tp002.jpg, tp004.jpg, tp005.jpg, tp022.jpg, tp027.jpg, tp029.jpg, tp030.jpg, tp035.jpg, tp043.jpg, tp045.jpg, tp047.jpg, tp051.jpg, tp053.jpg, tp057.jpg, tp058.jpg, tp059.jpg.



Шняка в Осло

Внутренний вид шняки в Осло, видны переборки, отделяющие т.н. "кару", отсек для уловленной рыбы, и доски настила над ним. Фото Терье Планке март 2003г, объединение "Кюстен", музей викингских судов в Осло).

См. также еще фото шняки в Морском музее в Осло: kara.jpg, tp001.jpg, tp002.jpg, tp004.jpg, tp005.jpg, tp022.jpg, tp027.jpg, tp029.jpg, tp030.jpg, tp035.jpg, tp043.jpg, tp045.jpg, tp047.jpg, tp051.jpg, tp053.jpg, tp057.jpg, tp058.jpg, tp059.jpg.



Чертеж из журнала Русское судоходство

Шняки середины 18 в. обычно имели две мачты, в конце века стали чаще ставить одну, с прямым парусом. Имели они также и весла, обычно 3 пары. Команда состояла из 4 человек.

Слева - чертеж, снятый с натуры при постройке шняки в Кеми в 1897г., и опубликованный в журнале "Русское судоходство". (см. книгу "История северорусского судостроения")

Размеры шняк были примерно следующими: длина 8-14 м; ширина 2-3 м; осадка 0,4-0,7м; водоизмещение 2,5-8 тонн.

Внизу - чертеж шняки из морского музея в Осло. Длина 11,38м; ширина 2,65м; глубина 0,845м.

Чертеж из музея в Осло

Bugoslavsky's drawing

Шняка середины 19в., рисунок из книги Павла Богославского "О купеческом судостроении в России", 1858. Похоже шняки сильно различалсь в разные периоды, и, возможно, в разных районах. Богославского видимо интересовало парусное вооружение судов, форма корпуса на многих рисунках усредненная прямоугольная, характерных черт шняки не отражено.


last update: February 2012   report problems with this page to
Type email manually

Hosted by uCoz