Sewn boat reconstruction

same in English
Главная страница
Текущий проект -- коч по находкам в Мангазее
Мурманская шняка
Водлозёрка в Карелии
Водлозёрка в Фотевикене
Лодка из Туны в Баделунде
Новгородский чёлн
Обзор технологий шитья в судостроении
Получение смолы в смолокурне
Пилка теса ручной пилой
Находка в Пыранихе
Современная водлозерка под мотор
Музей в Фотевикене
Товарищество Северного Мореходства
Национальный Парк Водлозерский
Контактная информация

!  Ищем мастеров, работников, партнеров для постройки серийных лодок и для реконструкции старинных судов (в перспективе - коча). Условия и оплата договорные, заинтересовавшимся просьба писать на почту Type email manually  !





Находка шитого судна в Стокгольме, ул.Щеппаргатан 4.

См. также вторая находка в Стокгольме,
обзор техник шитья, фото коллекцию стежков разных судов
статью в альманахе "Соловецкое море" о конструкциях киля таких судов,
и статью К. Вестердаля.




При рытье котлована для постройки здания по адресу ул. Щеппаргатан, 4, в 1896 году было найдено судно длиной, по- видимому, более 15 м, хорошо сохранившееся. К сожалению, находка не была должным образом задокументирована, корпус был разрублен на части, из которых лишь некоторые были переданы в Морской исторический Музей (Statens Sjohistoriska Museum, Stockholm), и ныне находятся в его хранилище (Инв.№ 101). Отличие от шведских и других западноевропейских судов очевидно - обшивка выполнена внакрой, тесаные топором доски сшиты вицей без металлического крепежа, что позволяет отнести судно к русской традиции, хотя эта традиция была распространена и в странах восточной Балтии, Лифляндии. Полленологический анализ образцов мха, использованного для конопатки пазов, также указывает на происхождение - восточная часть Балтики, а не запад или Скандинавия. Радиоуглеродная датировка дает возраст не более 250 лет , т.е. находка вероятно относится к 18 веку. Основная историческая версия - судно было построено во время войн Петра I со Швецией: есть сведения, что для вспомогательных нужд и транспортировки войск новгородскими мастерами по старой традиции строились большие соймы. Одна из них могла быть захвачена шведами и попала в Стокгольм.

Видна толщина вицы из елового корня в стежке. Фото 1999г в хранилище Музея Морской Истории (Statens Sjohistoriska Museum, Stockholm).

Реконструкция корпуса (Cederlund, 1978). Заметьте, что даже шпангоуты были пришиты к обшивке вицей, а не закреплены нагелями или др.

Способ шитья судна с ул.Щеппаргатан. (Cederlund, 1978). Полное совпадение с другими северорусскими находками, см. находка в Пыранихе, коллекция фото стежков, обзор.



Видна толщина вицы из елового корня(?) в стежке (Фото 1999г.), она достигает 15-20мм при длине около 2-х метров. Похоже, все вицы были одинаковой, близкой к этой, длины, каждой из них хватало примерно на 4 стежка. Между такими отрезками шва оставлены промежутки по 20-30 см.

Есть упоминания о том, что толстая вица для крупных судов делаласть не из корня, а из завитых тонких стволиков молодых елок. Я раз попробовал -- не получилось, стволик слишком сбежистый, т.е. толщина его слишком быстро сбегает от комля к вершине. Для двухметровой вицы стволик в комле будет гораздо толще. Может, и были какие-то хитрости. В Карелии стволики, расщепленные пополам вдоль, но не завитые, до недавнего времени употреблялись для связывания прясел в косых изгородях.



Еще фото стежка из вицы, 1999г.




Оконечность киля с кокорой для присоединения штевня и фрагментами набоев. (Cederlund, 1978)
См. также статью о конструкции киля древенрусских крупных судов.

То же, вид изнутри. (Cederlund, 1978)

Тот же фрагмент, фото 1999 г. (извиняюсь за качество). Набои сняты (их можно просто прикладывать на свои места и снимать)

Тот же фрагмент, фото 1999 г. в хранилище.


Большой фрагмент обшивки, включающий около 9 набоев (Cederlund, 1978). Он же виден на снимках выше под оконечностью киля. Швы, несмотря на 300-летнее пребывание в воде и грунте, до сих пор на удивление прочны, тяжелый фрагмент можно безбоязненно перемещать и переворачивать. Сохранился еще второй фрагмент обшивки, включающий около 4 набоев, вполне аналогичный данному, несколко мелких фрагментов, и часть детали с отверстиями для шитья, -- вероятно, фрагмент шпангоута.

Материал всех деталей -- сосна, для досок набоев бревна диаметром 25-30 см кололись пополам на полукруглые плахи, из которых вытесывались топором доски толщиной 4-5 см, это видно по расположению годичных колец на поперечных отрубах. Внешняя круглая поверхность бревна оставлена необработанной по краям досок -- "облив", или "обзол", как это сейчас называют. Кажется, даже следы коры местами видны. Все доски, естественно, положнеи и изогнуты по обводам внешней стороной бревна наружу.

В качестве уплотнительного матриала использован просмоленный мох (видовую принадлежность назвать затрудняюсь), в документации Седерлунда сказано что местами имелись т.н. "ластовые уплотнения" -- мох в пазах был прижат тонокой рейкой, которая была укреплена железными скобками. Мне не удалось их обнаружить -- видимо они присутствовали далеко не на каждом пазу.





Литература::

Cederlund, C. 0., 1978, Ett fartyg byggt med syteknik. En studie i marinarkeologisk dokumentation. Statens historiska musem (National Maritime Museum) rapport No 7. Stockholm. The 4. Skeppargatan boat.

Westerdahl Christer., 1985, Sewn boats of the North:A preliminary catalogue with introductory comments. The International Journal of Nautical Archaeology and Underwater Exploration (1985) 14.1 33-62






last update: February 2012   report problems with this page to
Type email manually

Hosted by uCoz