! Ищем мастеров, работников, партнеров для постройки серийных лодок и для реконструкции старинных судов (в перспективе - коча). Условия и оплата договорные, заинтересовавшимся просьба писать на почту !
Техника "простого", или "сплошного", шва, преобладавшая на севере России (по археологическим находкам и реконструкциям).
См. также: обзор технологий шитья, и фото последовательность операций при наложении стежка.
Полноразмерная картинка(32Кб) См. также еще фото заготовки корней Еловые корни были,пожалуй, самым распространенным материалом в судостроении, поскольку росли непосредственно в верхнем слое лесной подстилки, которая в густом ельнике совершенно не задерневшая и настолько рыхлая, что корни можно добывать без всякой лопаты голыми руками. С собой нужно иметь только нож для перерезания корней; в хорошем месте удается заготовить достаточное для постройки лодки количество (порядка 100м) за один-два рабочих дня. Необходимая толщина корня соизмеряется с толщиной обшивки, оптимум лежит в пределах 1/3 -1/2 толщины доски; длина достигает 2-3 метров. При высыхании корни становятся хрупкими, так что после сбора их надо немедленно очистить от коры и хранить до употребления в ведре со смолой, в крайнем случае с водой. По некоторым свидетельствам засохшие корни или вицы распаривали перед употреблением в горячей воде, возможно, кипятили их даже прямо с корой, -- после кипячения кора легче снимается. По другим свидетельствам, -- корни даже кипятились в смоле, что делало их более стойкими к гниению, однако, как показал опыт, длительное кипячение в смоле делает их ломкими. Практически хранение в смоле с непродолжительным кипячением оказалось наиболее удобным вариантом. "Завиты" корни были перед опусканием в смолу; завивание как корней, так и вицы, требует особого навыка рук, который дается только практикой и теоретическому описанию не поддается. Достигается при этом частичное расслоение корня на волокна, что делает его существенно более гибким -- правильно завитый корень можно завязать в тугой узел без изломов. Кроме елового корня, могли использоваться корни других пород -- можжевельника, сосны, березы и пр., а также вица из завитых тонких побегов также можжевельника, березы, тонкие стволики молодых елок, ивы, орешника. |
|
Полноразмерная картинка(26Кб) Стежки при реконструкции кольской шняки, завитый как вица еловый корень диаметром 8-12мм. 2001г. |
Полноразмерная картинка(21Кб) Стежки крупного судна с ул.Щеппаргатан в Стокгольме, завитая еловая вица диаметром ~20мм. Возможно, такая толстая вица представляет собой не завитый корень, а стволик молодой елочки высотой 1-2 метра. Находка датируется около 1700г. |
Полноразмерная картинка(34Кб) Реконструкция кольской шняки, 2001г. |
Полноразмерная картинка(23Кб) |
Полноразмерная картинка(85 Кб) Стежок во фрагменте судовой обшивки, найденном при ремонте помещений Соловецкого кремля. Вероятно, 17-18 вв. Материал -- вица, скорее всего еловая. Фото 2005. |
|
Полноразмерная картинка(24Кб) Стежок в сохранившемся фрагменте доски (вероятно начала 20-го века), найденном на оз.Водлозеро, Карелия . Материал точно не установлен -- завитый еловый или можжевеловый корень или вица. |
Полноразмерная картинка(32Кб) Стежки саамской лодки из дер. Нотозеро близ Кандалакши, постройка 1909г. Материал -- веревка из липового лыка. |
Полноразмерная картинка(27Кб) Шов в фрагменте доски, сохранившемся на оз.Водлозеро. Шов выполнен короткими, не более 70см отрезками вицы или корня, которых хватало только на 5 стежков подряд. Это указывает на вероятный материал - можжевеловую вицу. |
|
Полноразмерная картинка(33Кб) Шов кольской шняки постройки 1905(?)г., Шовный материал большинства стежков не сохранился (судно ремонтировалось при помощи гвоздей и заклепок), видны только отверстия, соединяющие их желобки для стежков, и пробки. |
|
Полноразмерная картинка(81Кб) То же, шов кольской шняки 1905г., Один из сохранившихся стежков, виден шовный материал -- пеньковая (?) бечева. |
|
Полноразмерная картинка(97 Кб) Стежки в фрагменте (кница и часть обшивки) найденном в 2005г. на мысу Кузокоцком, на Белом море. Материал -- вица, порода дерева неизвестна. |
|
Полноразмерная картинка(66 Кб) Стежки легкой лодки для промысла морского зверя на льду. Лодка имеет долбленое расширенное днище, нарощенное двумя набоями вгладь, пришитыми к часто расположенным тонким шпангоутам. Материал стежков -- пеньковая (?) бечевка. Снимок 2005г. |
|
Полноразмерная картинка(76 Кб) Та же лодка что на снимке выше. На днище ее имеются полозья для передвижения по льду, и пришиты они не бечевкой, а гораздо более толстой древесной вицей (порода неясна). Снимок 2005г. |
|
Полноразмерная картинка(34Кб) Шитье лапландской лодки, постройки 1871г., выставленной в музее г.Тромсё, в Норвегии. Шовный материал -- пеньковая(?) вервка. Фото: Арне Эмиль Кристенсен. |
|
Полноразмерная картинка (87Кб) Находка в урочище Пыраниха, устье Северной Двины, 1991. Шитье вицей. Фото: Павел Розманов. |
|
Та же находка в урочище Пыраниха, фото Всеволода Ионова, весна 2008. Кроме стежков, видны небольшие выдолбленные углубления, служащие для установки зажимов-"клещей", фиксирующих набой на своем месте до того, как он будет пришит. |
|
Полноразмерная картинка (55Кб) Фрагмент обшивки со стежками вицей из Мангазеи, 17 в. Выставлен в Музее Арктики и Антарктики в С-Петербурге. |
|
Фото © ООО «Научно-производственное объединение «Северная археология» 2005 г. Фрагмент судовой обшивки из Мангазеи, сшитый вицей |
|
Фото © ООО «Научно-производственное объединение «Северная археология» 2005 г. Еще доски из Мангазеи с шитьем вицей. | |
Фото © ООО «Научно-производственное объединение «Северная археология» 2005 г. Верхние набои малой лодки из Мангазеи, с пришитой уключиной. |
last update: February 2012 report problems with this page to