! Ищем мастеров, работников, партнеров для постройки серийных лодок и для реконструкции старинных судов (в перспективе - коча). Условия и оплата договорные, заинтересовавшимся просьба писать на почту !
Последовательность операций при шитье корнем
См. также:
обзор технологий шитья в судостроении, и коллекцию фотографий стежков в различных судах.
1) Когда очередная доска обшивки ("набой") окончательно подогнана и установлена на свое место при помощи зажимов с клиньями , сквозь перекрывающиеся края досок ("накрой" ) сверлится зигзагообразный ряд отверстий (диаметром 1/2-1/3 толщины набоя). Сверлить их надо несколько наискось к поверхности доски, с таким расчетом, чтобы изгибы продетого корня были по возможности плавными, без изломов. Сверло используется обязательно "ложечное", оно дает ровные и гладкие стенки отверстия, и не создает давления на них (сильное распирающее давление может привести к раскалыванию тонкой доски по отверстию во время сверления, особенно у конца доски). Коловорот здесь обычный, раньше использовался деревянный. (Позднее, для шитья реплики по лодке из Туны в Баделунде использовался самодельный деревянный коловорот, разницы большой не ощущается. ) На всех фото изображено пришивание не доски набоя, а "бортовой опруги", т.е. планширного бруса, идущего по краю последнего верхнего набоя изнутри. Никакой разницы в операциях, по сравнению с пришиванием набоя, нет. |
2) Затем ножом вырезаются желобки между парами отверстий глубиной 1/3-1/4 толщины набоя, в них будут частично утоплены стежки, чтобы корень по возможности меньше выступал над поверхностью доски. Выступающие стежки уязвимы для истирания и повреждения. Для вырезания желобков можно пользоваться и стамеской, причем в качестве полукруглой стамески прекрасно подоходит само ложечное сверло, его даже не надо вынимать из коловорота. |
3) Корень "завивается" и продевается через несколько отверстий подряд. В данном случае видно что продето сразу два корня вместе, случай не очень характерный. Я иногда так поступал если корень был слишком тонким -- добавлял второй, тоже тонкий. Иногда вместе складывались только тонкие концы двух корней на протяжении одного-двух стежков, а в обе стороны от них шов продолжался каждым из корней поодиночке. |
4) В первом отверстии корень фиксируется забиванием деревянного клинышка -- он получается из специально заостренного конца палочки, которая на фото забивается молотком. Эти клинышки одновременно играют роль пробок, герметизирующих шов; на Водлозере их традиционно делали из ольхи, и в некоторых районах называли "спичками". |
5) Потом оставшаяся часть палочки и торчаший кончик корня срезаются заподлицо с поверхностью доски. Делается это острым ножом или стамеской, как на этом фото. |
6) Затем корень между вторым и третьим отверстиями поддевается специальным Т-образным инструментом, похожим на деревянный молоток, и сильно натягивается. Этим деревянным молотком следует пользоваться как рычагом, упирая его о поверхность доски; при этом, благодаря малому трению (корень достаточно скользкий), сила натяжения корня многократно складывается на соседних стежках по принципу блока или полиспаста, и прижимает набои друг к другу. Паз ("лайна") становится плотным. Удерживая корень сильно натянутым, его закрепляют в следующем отверстии, забивая клинышек-пробку. На данном фото клинышек забивается с противоположной стороны, виден только забивающий его молоток. |
7) Следующий клинышек забивается уже с видимой стороны, а стежок натягивается Т-образным рычагом с противоположной стороны набоя. Таким образом продвигаются вдоль всего шва. Когда корень кончается, никаких специальных мер не требуется: конец просто фиксируется клинышком, а со следующего отверстия начинается новый корень. По прочности соединение не уступает гвоздям, но по трудоемкости значительно превышает - за час удается прошить в среднем около метра. Хотя эта технология и дожила почти до наших дней, но на момент реконструкции живых мастеров уже не оставалось, она оказалась утерянной. Технологию пришлось восстанавливать по разным источникам. Хотя и первая, и данная вторая реконструкции можно считать успешными, лодки получились прочными и без сильных течей, тем не менее настоящая уверенность пришла только к концу постройки второй лодки. Сначала технология не вполне соответствовала древним способам, -- хотя результат почти не отличим. В особенности в первой лодке корни завиты недостаточно, натяг производился при помощи импровизированной палочки, а не специального Т-образного рычага, и забиты не все необходимые клинышки . См также: заготовка елового корня для шитья. |
last update: February 2012 report problems with this page to