! Ищем мастеров, работников, партнеров для постройки серийных лодок и для реконструкции старинных судов (в перспективе - коча). Условия и оплата договорные, заинтересовавшимся просьба писать на почту !
Находка в Пыранихе
см. также статью в альманахе "Соловецкое море" о конструкциях киля,
и отчет о его транспортировке в Соловецкий Морской музей на сайте ТСМ
аналогичные находки в Стокгольме: Щеппаргатан, д 4 и у Гранд-отеля,
обзор техник шитья и фото коллекцию стежков разных судов
.
Находка была сделана в урочище Пыраниха (Никольский рукав Северной Двины в районе бывшего Николо-Корельского монастыря). Здесь в 1991 г. была вымыта из края береговой дюны почти целая килевая конструкция (матица) крупного судна, длина ее около 16 м. [По другой версии, она была не вымыта из дюны, а выброшена на берег после сильного шторма. Возможно, днище лежало на дне моря, прижатое остатками балласта или груза, и освободилось при сильном волнении]
Судя по тому, что оно имело шитую вицей обшивку и тесаные топором набои (частично сохранились первые набои), можно датировать его между 17 и началом 19 века, -- судно, без сомнения, "староманерное", посторенное по поморским традициям, до распространения европейского влияния. По-видимому, радиоуглеродная и дендрохронологическая датировки не производились. Находка была зафиксирована Беломорским центром подводных исследований (Брызгалов, Емельянов А.Н., Овсянников О.В. 1995, Изучение памятников морской археологии. Вып 2, стр. 43-47. С-Петербург. ), материалы также публиковались в книге "Взгляд на Европейскую Арктику", том первый "Путь к океану" (Ясински М.Э., Овсянников О.В. 1998, Стр.358-363). Кроме того, находку исследовал П.В. Розманов, любезно предоставивший публикуемые здесь фотографии.
Находка абслютно уникальна, -- нигде, ни в Мангазее, ни на Шпицбергене не сделано находок, равных по информативности и сохранности, -- нескольким музеям Архангельска, области, и другим учреждениям предлагалось переместить ее в свои хранилища на консервацию. Однако ни одно учреждение не сделало этого, (очевидно, главным образом из-за больших размеров экспоната) и дальнейшая судьба находки долгое время оставалась неизвестной. В 2008 г, благодаря инициативе Всеволода Ионова, поместившего информацию о ней на яхтенном форуме в интернете, выяснилось, что киль уже 17 лет лежит на задворках яхт-клуба в Северодвинске, на земле, под открытым небом без всякой защиты и консервации -- весьма характерное для нашей официальной науки равнодушие и варварство! Сохранность за эти годы пострадала очень сильно, насколько можно судить, сравнивая фото 1991 года и сегодняшние. Вероятно, дерево древним судостроителем попалось хорошее, и создались в нем какие-то редкие благоприятные бактериологические условия, иначе за пару веков такой судьбы оно превратилось бы в труху и исчезло без следа.
В 2008 г. находка была перевезена из Северодвинска на Соловки, и экспонируется в специальном укрытии Морским музеем ТСМ. Некоторые проблемы с сохранением остаются -- в идеале нужно поместить ее в капитальное помещение с постоянной влажностью, и провести консервацию. |
Фото Всеволода Ионова, яхтклуб в Северодвинске, весна 2008 Способ соединения кокоры со штевнем у судна из Пыранихи, - выполнен замок сложной конфигурации, с шипами и пазами не совсем ясного назначения. М.Ясински и О.Овсянников предположили, что судно, которому принадлежала найденная матица, было речным, и относилось к типу дощаник, поскольку такой киль обуславливает сравнительно плоские обводы. Хотя опровергнуть это невозможно, но полных оснований для такого предположения нет - сходную конструкцию киля имело и морское судно -- предположительно, большая сойма, найденная в Стокгольме, и морские лодьи Соловецкого монастыря. За недостатком информации, сегодня бессмысленно спорить, как называлось это судно в свое время, была ли это лодья, коч, раньшина, кочмара, дощаник или какое-либо другое. См. еще фото Всеволода Ионова: 2008_05020005.jpg, 2008_05020007.jpg, 2008_05020011.jpg. |
Фото Павла Розманова, сделано в 1991г ?. См. еще фото Павла Розманова pr1.jpg, pr3.jpg, pr4.jpg, pr6.jpg, pr8.jpg, pr15.jpg, pr17.jpg, pr19.jpg. |
Фото Всеволода Ионова, яхтклуб в Северодвинске, весна 2008 Хорошо видны стежки вицей, а также небольшие выдолбленные углубления между некоторых стежков, куда устанавливались зажимы при постройке, и переход обводов от днища к штевню. Техника шитья совпадает с другими находками, в Мангазее, в Стокгольме, на Шпицберегене, и др. .Кроме киля с первыми набоями, были найдены еще другие фрагменты, в т.ч. шпангоутов. Правда лично у меня нет полной уверенности, что они принадлежат этому же судну, часто среди берегового плавника смешиваются останки разных судов. См. еще фото Всеволода Ионова: 2008_05020005.jpg, 2008_05020007.jpg, 2008_05020011.jpg. |
Фото Павла Розманова, 1991г ? См. еще фото Павла Розманова pr1.jpg, pr3.jpg, pr4.jpg, pr6.jpg, pr8.jpg, pr15.jpg, pr17.jpg, pr19.jpg. |
Фото Павла Розманова, 1991г ? Видны остатки сколотого по стежкам первого набоя, видно как проходит вица в стежках. Важная деталь -- стык досок набоя, по нему можно определить, где был нос, и где корма судна, пока это не было сделано См. еще фото Павла Розманова pr1.jpg, pr3.jpg, pr4.jpg, pr6.jpg, pr8.jpg, pr15.jpg, pr17.jpg, pr19.jpg. |
last update: February 2012 report problems with this page to