Реконструкция шитой кольской шняки

same in English
Главная страница
Текущий проект -- коч по находкам в Мангазее
Мурманская шняка
Водлозёрка в Карелии
Водлозёрка в Фотевикене
Лодка из Туны в Баделунде
Новгородский чёлн
Обзор технологий шитья в судостроении
Получение смолы в смолокурне
Пилка теса ручной пилой
Находка в Пыранихе
Современная водлозерка под мотор
Музей в Фотевикене
Товарищество Северного Мореходства
Национальный Парк Водлозерский
Контактная информация

!  Ищем мастеров, работников, партнеров для постройки серийных лодок и для реконструкции старинных судов (в перспективе - коча). Условия и оплата договорные, заинтересовавшимся просьба писать на почту Type email manually  !







Обзор технологий шитья в судостроении северной Европы

См. также:
коллекцию фотографий стежков
разных судов и
последовательность операций при шитье

Виньетка из книги Олауса Магнуса 1539-55гг Шитье судна в Лапландии. Виньетка из книги Олауса Магнуса 1539-55гг. Вица или иной шовный материал показаны сильно преувеличенными по размерам и толщине. С титульного листа книги Шеффера 'История Лапландии' 1674г Саамский судостроитель шьет лодку оленьими жилами. С титульного листа книги Шеффера 'История Лапландии' 1674г. Мастер натягивает шовный материал зубами.

Наборные деревянные суда человек научился строить еще в те времена, когда металлический гвоздь был своего рода драгоценностью, выплавка металлов делала тогда свои первые шаги. Поэтому в судостроении изначально применялась технология, напоминающая сшивание ткани нитками - обшивка делалась внакрой, в перекрывающихся краях досок сверлился ряд отверстий, сквозь которые доски сшивались. "Нитками" могли служить самые разные материалы - длинные корни некоторых деревьев, вица , пеньковая или лыковая веревка, даже оленьи жилы. Подобные технологии были распространены по всему земному шару -- от Тихого и Индийского океанов,(в некоторых районах Индии они дожили до наших дней, фирма "Mahasagar boats" может по заказу клиента изготовить традиционное каноэ, шитое бечевой из кокосовых волокон. см. также судосторение в Гоа ), до средиземноморья и северной Европы. Ладья фараона Хеопса имела веревочные связки, найденные на озере Неми небольшие древнеримские лодки были шиты пеньковой веревкой. Древнейшие находки в Европе -- лодки из Ферриби в Англии, ~1300 год до н.э., и Хьортспринга, Дания, ~250 год до н.э., связаны вицей и шиты корнями.

Но не следует думать, что шитые суда принадлежат такому далекому прошлому, как бронзовый век; технология шитья в судостроении столетиями сосуществовала и успешно конкурировала с более дорогостоящими и современными методами, гвоздями и заклепками, и во многих районах севера России ( Карелия, Архангельская и Мурманская области) и Финляндии шитые лодки встречались еще 70 лет назад. Железный крепеж имели в первую очередь крупные суда, принадлежавшие богатым и знатным владельцам, а также суда военные; бедный крестьянин или рыбак не мог себе этого позволить. В "медвежьих углах" севера России гвозди долгое время оставались дефицитом даже в двадцатом веке при советской власти. Иногда гибкие связи имели чисто конструктивное преимущество перед гвоздями или деревянными нагелями - так, знаменитые корабли викингов (принадлежавшие норвежским конунгам 9-10 вв.), найденные в Гокстаде и Осеберге, имели обшивку на характерных железных заклепках с ромбическими шайбами, однако шпангоуты в нижней части были привязаны еловыми корнями к специальным клампам на досках обшивки. Излишняя жесткость привела бы к появлению трещин обшивки и течей.

В период своего расцвета в 16-17 вв. технология шитья применялась во впечатляющих масштабах: так строился весь флот северных поморов, шитые кочи достигали 100 т водоизмещения и регулярно ходили из Колы (близ современного Мурманска) до Шпицбергена, который тогда имел русское название Грумант. В 17 веке кочами обслуживался важный торговый путь - "мангазейский ход", -- из Архангельска и Холмогор в город-колонию Мангазея, основанную поморскими купцами вблизи устья реки Таз. Раскопки как на Шпицбергене, так и на месте древней Мангазеи обнаружили большое количество судового дерева с отверстиями для шитья и остатками стежков. Однако этот материал был использован вторично при строительстве домов, как дрова, и т.п. (вторичное использование дерева всегда характерно для безлесных северных районов), что очень затрудняет надежную реконструкцию облика судов. Кроме кочей, у поморов были разнообразные суда меньших размеров - кочмары, лодьи, шитики, соймы, шняки, карбаса, раньшины и др. В Морском музее г.Осло выставлена прекрасно сохранившаяся шитая кольская или мурманская шняка , построенная, вероятно, в 1905 г. Она имеет длину ~11.8м, при ширине ~2.7м ; достаточно мореходное судно, имеет традиционную северорусскую форму и конструкцию (напоминает увеличенную вдвое лодку-кижанку).

Сходные типы шитых судов существовали и на Балтике. Так, при строительстве здания в центре г.Стокгольма (ул. Щеппаргатан, 4) в 1896 г. было обнаружено судно значительных размеров - длиной, по-видимому, около 20м. Сохранившаяся часть киля имеет сечение ~40x40см, обшивка была выполнена из колотых и грубо тесаных топором сосновых плах толщиной 4-6см, сшитых традиционным русским способом еловой вицей до 20мм в диаметре. Находка датируется приблизительно 1700 г.; известно, что Петр 1 во время балтийской кампании строил большое количество вспомогательных и транспортных судов силами местного русского населения , незнакомого с голландскими традициями. По всей вероятности, одно из таких судов было захвачено шведами и попало в Стокгольм.


Полноразмерная картинка(20Кб)


Схема шва согласно русской поморской а также балтийской традициям.

См. также коллекцию фотографий стежков по различным судам и археологическим находкам, и последовательность действий при шитье в фото.

В северной Европе существовало две различных техники шитья: согласно одной из них, отверстия делались вдоль всего шва, и попарно соединялись желобками, в которые утапливались стежки. Шовный материал (корень, вица, веревка) продевался сквозь отверстия последовательно, как в простом шве иголкой с ниткой, и фиксировался в каждом отверстии с обеих сторон клиновидными пробками. Насколько позволяла ширина накроя, цепочка отверстий делалась зигзагообразной, так, чтобы она не шла вдоль волокон древесины и не ослабляла край доски. По этому способу строились все русские поморские суда, все известные шитые суда на Балтике, а также лодки в Карелии, Архангельской области начиная с 16-17 веков. В богатой саамской традиции мастеров-лодочников тоже представлен именно этот метод.

Финский метод nide/naest, по находкам Кеуру и Меркиярви.

"Финский" метод nide/naest, по находкам Кеуру и Меркиярви.(Корхонен 1982, Хирсярви 1937)

Согласно второму способу, доски скреплялись отдельными поперечными вязками на расстоянии 15-20 см друг от друга, каждая вязка состояла из 3-5 витков корня (другие материалы не использовались), продетых сквозь пару отверстий. Этот способ был распространен в основном в некоторых районах Финляндии, в частности он представлен археологическими находками в Кеуру (13 век) и в Меркиярви (17век).



Реконструкция метода шитья по лодке из Хьортспринга, Дания, ~250 год до н.э. (Смоларек 1963)

Шовный материал не сохранился, но сохранились его ясные отпечатки на смеси смолы живицы, льняного масла и коровьего сала, использовавшейся для уплотнения швов.

Исторически первым центром государственности северной Руси были Новгород и Старая Ладога (Алдегьюборг) на р.Волхов, откуда начинался важнейший водный путь -- "путь из варяг в греки". Неудивительно, что археологические раскопки обнаружили там большое количество остатков самых разных судов - от типично варяжских, имевших клинкерную обшивку на железных заклепках, до примитивных плотов. Технология шитья представлена особенно широко, причем встречаются оба метода - и классически русский, и близкий к "финскому". Большинство находок относятся к 11-13вв.




last update: February 2012   report problems with this page to
Type email manually

Hosted by uCoz