Aspen dugout reconstruction

same in English
Главная страница
Текущий проект -- коч по находкам в Мангазее
Мурманская шняка
Водлозёрка в Карелии
Водлозёрка в Фотевикене
Лодка из Туны в Баделунде
Новгородский чёлн
Обзор технологий шитья в судостроении
Получение смолы в смолокурне
Пилка теса ручной пилой
Находка в Пыранихе
Современная водлозерка под мотор
Музей в Фотевикене
Товарищество Северного Мореходства
Национальный Парк Водлозерский
Контактная информация

!  Ищем мастеров, работников, партнеров для постройки серийных лодок и для реконструкции старинных судов (в перспективе - коча). Условия и оплата договорные, заинтересовавшимся просьба писать на почту Type email manually  !







Реконструкция средневековго новгородского челна

См. также:
Мое мнение о ситуации с Роджером Туком,
сходная реконструкция -- лодка из Туны в Баделунде, и
фотографии в альбоме Дмитрия Панкратова



general side view
Разведенная над огнем осиновая долбленка, нарощенная дополнительными нашитыми бортами. Май 2007.

Размеры: длина ~ 6.5м, ширина ~ 1.5м, глубина ~0.5м. Очень легкая - сухой вес по- видимому около 100 кг . Две пары распашных весел для 1-2 гребцов; также может нести небольшой парус.



Roger Took on river Unya
Роджер Тук во время экспедиции по реке Унья, около 2002-04 гг.

В 2006 году известный путешественник и исследователь средневековой торговли и транспортных путей, член Королевского географического общества Роджер В. Тук заказал мне лодку, с целью реконструировать, насколько это возможно, характерное торговое транспортное средство 8-15 вв., применявшееся на территории современной России. Сообщение на дальние расстояния в то время шло почти исключительно по водным речным путям, на легких лодках, пригодных для перетаскивания на длинных волоках между речными системами, при обноске порогов, и пр. Главным товаром, (и одновременно валютой), свозимым таким способом с обширных подконтрольных Новгороду северных территорий, и затем экспортируемым в Европу, была пушнина. В 2002-2006 Роджер Тук сам проделал на традиционной гребной лодке (кроме весел, имелся и парус) путь около 5000 км, от Онежского озера до северного Урала, и переодолев несколько тяжелых волоков не пользуясь механическими средствами, иногда прибегая только к помощи местных жителей.

Данная лодка предназначалсь для дальнейших практических экспериментов и экспедиций, чтобы получить как можно более аутентичный опыт передвижения на древнем транспортном средстве. К сожалению, у Роджера на родине возникли большие и деликатные проблемы с законом (впрочем, по его собственной вине) и продолжение экспедиций в России стало невозможным. Лодка прошла всего несколько десятков километров по Водлозеру, показав отличную ходкость на веслах и хорошую мореходность (проблем не возникало при штормовых шквалах). Конечно лодка с долбленым днищем достаточно валкая, во весь рост по ней не очень-то походишь, но когда сидишь на веслах, остойчивость вполне комфортная. Чтобы судить о ее долговечности и живучести в условиях длительного похода, к сожалению, нет данных. Лодка была передана в Карельский краеведческий музей и сейчас находится в музее вепсской культуры в Шёлтозере.

Это обобщенная реконструкция, основанная на различных археологических находках и документах, а также на некоторых судостроительных традициях, доживших до наших дней. Мной были исследованы находки средневековых лодок в хранилище Новгородского музея, сделанные М.Х.Алешковским, и документация по ним, находка в Бьорке (Швеция), реконструирована лодка из Туны в Баделунде (Швеция), учтена информация о находке в Меркиярви (Финляндия) и ее реконструкциях, постройке традиционных долбленок в Национальном Парке Соомаа (Эстония), и др.

первая попытка

Желаемое днище получилось только со второй попытки, август 2006.

Первая найденная и выдолбленная осина была недостаточно толстой, а при распаривании и разведении над огнем была допущена ошибка "на ровном месте"-- по недосмотру днище было оставлено над огнем слишком долго, и вблизи носа и кормы внизу оно просто рассохлось от жара, -- в тех местах, где никикого разгибания вообще не требуется. Потом заготовка была брошена, и со временем эти трещины разошлись почти по всей длине. (Если нужно, то и такую заготовку можно спасти -- вначале трещины были невелики, см. правое фото сразу после разведения, где трещин совсем не видно. Для этого следовало бы закрепить форму с помощью временных шпангутов или т.п., и дать в таком состоянии высохнуть и "застояться". Кроме того, сначала лучше держать в перевернутом виде, чтобы внутренняя поверхность была более влажной от земли, а внешняя сохла на ветру и солнце, тогда создается желательный градиент влажности, см. объяснение)

Действительно сложные моменты разведения прошли удачно -- из бревна около 45 см диаметром в середине получилась ширина ровно 1м., и в критических местах -- в перегибах края около кормы и носа разрывов и трещин не было.

before expanding

Фото: слева -- окончание выдалбливания первой заготовки. Черновое выдалбливание и обтесывание всегда происходило в лесу на месте, заготовка перетаскивалась к воде и переплавлялась в деревню только после того, как она становилась достаточно тонкой и легкой.

Справа -- вторая выдолбленная днищевая часть перед разведением над огнем. Сентябрь 2006. Вторая осина была очень большой -- диаметром 80 см у комля и более 60 на верхнем конце. Найти ее оказалось очень сложно, почти все большие старые осины в этой местности имеют гниль и другие пороки. Поиск занял более недели и десятки километров ходьбы. В некоторых других местностях, говорят, найти такую осину гораздо легче.

Наружную поверхность ствола необходимо выровнять, устранив все малейшие бугры и впадины, иначе в этих местах будут проблемы при разведении. Изнутри выдалбливается теслом как труба, через отверстие сверху, которое в плане напоминает цифру "8", как видно на фото, расстояние между краями оставляется минимальным удобным для выдалбливания - в данном случае около 25 см. Известно два способа контроля за толщиной стенки --

  • 1) при помощи затычек ("пятники", "чопики") заданной длины, соотвествующей толщине стенки. Их забивают в просверленные отверстия равномерно (в шахматном или ином порядке) по всей поверхности заготовки. Выдалбливать прекращают, когда отверстия и торцы затычек появляются с внутренней стороны. Их желательно перед забиванием смазать смолой или краской, чтобы были хорошо заметны среди щепы и затесок. В археологических находках Алешковского я обнаружил не затычки, забитые в заранее просверленные отверстия, а конические клинышки из твердого дерева (может, дуб, а может, твердый сухой еловый сучок) темного цвета. Они по-видимому забивались в мягкое дерево долбленки (липа) без предварительного засверливания, разве что концом ножа намечали.
  • 2) при помощи тонкого шила той же длины, его можно сделать из швейной иглы. Свежее дерево (имел дело с сосной и осиной) можно протыкать таким шилом на необходимую глубину ( в данном случае толщина стенки была ~18 мм.) заметных отверстий не остается. Конец лучше сделать со стороны обломанного ушка иглы, заточив его как стамесочку, тогда шило перерезает часть волокон, входит легче и не застревает; также полезно шило смазывать смолой или олифой.
Я всегда использую оба способа, предварительно выдалбливаю по пробкам, забитым сравнительно редко; при окончательной доводке пользуюсь шилом, для частого контроля в любых местах.

Как и в новогородских находках, с внутренней стороны при выдалбливании оставлены специальные выступы -- клампы, в которых позже делаются раскаленным железом отверстия (просверлить -то невозможно, конфигурация не позволяет подлезть коловоротом или др.) для привязывания к ним шпангоутов (опруг) вицей.



Самый трудный этап -- разведение выдолбенной заготовки над огнем. Сентябрь 2006.

Принцип заключается в том ,что внутреннюю сторону заговки обильно смачивают горячей водой (она даже налита внутрь заготовки), а внешнюю сушат над огнем, до легкого обугливания. Внутренние слои разбухают и расширяются от воды, внешние усыхают и съеживаются, и заготовка стремится развернуться сама собой, даже без распорок и внешних сил. Под конец, когда заготовка приняла желаемую форму, я начинаю вместо воды покрывать внутреннюю сторону горячей смолой, которая тоже дает некоторое разбухание и вытесняет воду. (Описаны технологии когда смола вместо воды используется на всех стадиях) Причем съеживание древесины при обугливании очень сильно, (именно поэтому полено в огне покрывается по поверхности сеткой трещин) и необратимо, прежний объем не восстанавливается при охлаждении и увлажнении. Иногда явление можно наблюдать случайно -- когда какая-нибудь щепка в костре начинает сильно коробиться и закручиваться.Например, получить таким способом из полукруглой выдолбленной чурки диаметром порядка 40 см. плоский щит -- легко! можно даже несколько вывернуть ее наизнанку, см. фото справа. При реконструкции лодки из Туны в Баделунде так делались плоские "доски" для нашиваемых набоев, причем даже не из осины, а из сосны, породы гораздо менее пластичной и подверженной распариванию. Эта технология могла использоваться в каменном и бронзовом веке для получения очень широких досок, причем если ствол имел гнилую и дуплистую серцевину, то это только облегчало задачу выбирания лишней древесины, поскольку требовался только тонкий внешний слой ствола. Лично я очень подозреваю что здесь кроется разгадка лодки из Хьортспринга, (Дания, 3 век BC), которая была сшита из 5 невероятно широких (порядка 80 см) и тонких (~10 мм) липовых досок. Для постройки реплики было срублено в Польше несколько уникальных по толщине лип, которые тем не менее оказались слишком тонкими, и доски были уширены приклеенными на эпоксидку дополнениями. Была выдвинута теория о том, что в древности липы в Европе были гораздо толще теперешних. Однако, как мы видим, не составило бы большого труда получить такую доску из липы средней толщины, и эта гипотеза может быть легко проверена исследованием годичных колец в досках находки; но такое исследование, насколько мне известно, не проводилось.

см. также формулу о допустимой степени разведения в зависимости от диаметра ствола и толщины стенки.

В отличие от плоской доски, развернутой из части цилиндра, с расширением заготовки сложной формы связаны большие проблемы, и требуется большой опыт. Поскольку желаемая форма на цилиндр не разворачивается, то при расширении возникают большие продольные напряжения. Критическими местами являются перегибы края около носа и кормы, где часто случаются разрывы между слоями. Другая проблема -- возможное выгибание днища кверху в середине, "кошачья спина", как это назвают финны. Чтобы ее избежать, ствол всегда надо выдалбливать так, чтобы его естественный изгиб смотрел вниз (а естественный изгиб есть у всех стволов).

Таким образом, расширить над огнем долбленку удается только в ограниченных пределах. В данном случае, ширина расширенного днища в середине составила 140 см, при диаметре исходного бревна ~70 см. Небольшой трещины в месте критического перегиба избежать не удалось, но (надеюсь!) проблем она не создаст, поскольку к краю пришит набой, не дающий трещине расходиться.

см. также фото процесса расширения долбленок по традициям Финляндии (1935), и на Енисее(2005).

Доски (тес) для пришитых набоев изготовлялись вручную, вытесывались топором из расколотого клиньями бревна, тоже осинового. Затем они были пришиты вицей из еловго корня, тем же способом, как у водлозерок, шняки, и др.

inside view

Готовая лодка, май -июнь 2007. Видна окончательная форма днища, после обтесывания оконечностей, и крепление шпангоута (опруги) к днищу, с помощью гибких связей вицами к клампам -- очень характерное решение для разных эпох и традиций.


Уключины тоже полностью воспроизводят древние традиции, они сделаны из части ствола с отходящим суком (береза), и кольца из вицы, в которое весло просто продевается, и при гребле упирается сук. Вичное кольцо приходится менять довольно часто, но вицу можно срезать на любом берегу, и свить новое кольцо, это минутное дело; уключину с суком тоже приходится менять, как и само весло, через несколько сотен километров, вследствие истирания, но это тоже не слишком большая проблема. В отношении удобства -- привыкаешь быстро, и чувствуешь даже некоторые преимущества перед современной металлической карданной уключиной, можно весло выдвигать больше или меньше по желанию.


last update: February 2012   report problems with this page to
Type email manually

Hosted by uCoz