Находки в Мангазее

same in English
Главная страница
Текущий проект -- коч по находкам в Мангазее
Мурманская шняка
Водлозёрка в Карелии
Водлозёрка в Фотевикене
Лодка из Туны в Баделунде
Новгородский чёлн
Обзор технологий шитья в судостроении
Получение смолы в смолокурне
Пилка теса ручной пилой
Находка в Пыранихе
Современная водлозерка под мотор
Музей в Фотевикене
Товарищество Северного Мореходства
Национальный Парк Водлозерский
Контактная информация

!  Ищем мастеров, работников, партнеров для постройки серийных лодок и для реконструкции старинных судов (в перспективе - коча). Условия и оплата договорные, заинтересовавшимся просьба писать на почту Type email manually  !







Находки в Мангазее

Владельцем всех фото на данной странице является ООО «Научно-производственное объединение «Северная археология», использование и копирование их без согласия правообладателя не допускается. Готовится открытие интернет-сайта, на котором будет выложена более подробная информация.

См. также: сходные по судостроительной технологии находки:
в Пыранихе
и в Стокгольме



Раскопки в Мангазее являются самым обильным источником находок судового дерева допетровской эпохи, (существовал этот город в 1601-1672 гг), находятся останки как крупных морских судов, вероятно называвшихся кочами, и доходивших сюда вдоль северного побрежья Сибири из Белого моря, так и небольших лодок. Сохранность дерева в слое вечной мерзлоты очень хорошая, но практически все найденные судовые детали использованы вторично в постройках, что очень характерно для приполярных областей. Целостных остатков судов, по которым можно легко восстановить их конструкцию, практически нет, -- приходится довольствоваться большим количеством разрозненных и вторично обработанных, разрубленных на части, обтесанных деталей. Хотя общий облик судов по ним надежно реконструировать довольно проблематично, но технология ясна сразу -- все суда были шитыми вицей по русскому способу (см. также фото коллекцию стежков), доски и другие детали вытесаны топором из колотых плах; полностью не исключены и доски полученные продольной распиловкой, но их мало, если и есть вообще.

Фото © ООО «Научно-производственное объединение «Северная археология» 2005 г.

Многие срубы почти целиком построены из судового дерева -- килей, штевней, мачт, использована и большая часть обшивки. В обкладке видны форштевень и ахтерштевень (средняя стена) части киля -- задняя и передняя стены, и другие судовые детали, везде видны стежки и отверстия для шитья вицей, пазы для обшивки и ее фрагменты, прямоугольные углубления для установки судостроительных зажимов-"клещей", и пр.



Фото © ООО «Научно-производственное объединение «Северная археология» 2005 г.

Форштевень (вверху) и ахтерштевень (внизу), вероятно принадлежавшие кочу. Полукруглый ("чаша") и прямоугольный врубы на задней кромке ахтерштевня -- вторичные, для использования в постройке. Обратите внимание на форму "коковки" на верхней оконечность форштевня ("носовой кокоры") и сравните ее с гравюрой ниже. Все найденные крупные форштевни имеют такую коковку, один из таких штевней из Мангазеи выставлен в Музее Актики и Антарктики в С-Пб. Вытесывается штевень с коковкой из ствола с большим отходящим корнем, см. традиционная форма штевней.

Ахтерштевень тоже из ствола с корнем, но корень служит для сопряжения с килем, сравните с ахтерштевнем строящейся шняки.

Интересен вопрос о породе дерева, поскольку большие, отходящие под прямым углом от ствола корни на поверхности почвы имеет только ель, из которой обычно и делаются эти штевни-кокоры. У сосны найти подходящий корень гораздо труднее. По всей вероятности, эти штевни тоже еловые, (не знаю, определялась ли порода дерева ?)

На фото видны и фрагменты шпангоутов (слева вверху), они имеют ступенчатый край, прилегющий к клинкерной обшивке; и, по-видимому, детали рангоута (справа вверху)


Гравюра из книги Николааса Витсена "Старинное и современное судостроение и судовождение (1690)", изображающая беломорскую "соляную лодью". Обратите внимание на форму "коковки" на форштевне, и сравните ее с найденной в Мангазее, на фото выше. Совпадение говорит о том, что рисунки для гравюр в книге Витсена действительно делались с натуры, и можно им доверять. Возможно такую коковку имели многие крупные суда, а не только лодьи и мангазейские кочи.

См. также: традиционная форма штевней.



Фото © ООО «Научно-производственное объединение «Северная археология» 2005 г.

Фрагмент судовой обшивки. Это внутренняя ее сторона. Часто тесаные набои судов из Мангазеи имеют не плоское прямоугольное сечение, как современная доска, но слегка выпуклое, желобом, по форме корпуса судна, и имеют фаски, пазы и полки сложной формы.



Фото © ООО «Научно-производственное объединение «Северная археология» 2005 г.

Судовые доски с шитьем вицей.



Фото © ООО «Научно-производственное объединение «Северная археология» 2005 г.

Еще доски с шитьем вицей.



Фото © ООО «Научно-производственное объединение «Северная археология» 2005 г.

Еще доски с шитьем вицей.



Фото © ООО «Научно-производственное объединение «Северная археология» 2005 г.

Доска с шитьем вицей.



Фото © ООО «Научно-производственное объединение «Северная археология» 2005 г.

Верхние набои малой лодки, с пришитой уключиной.



Фото © ООО «Научно-производственное объединение «Северная археология» 2005 г.

Целый киль судна среднего размера.






last update: February 2012   report problems with this page to
Type email manually

Hosted by uCoz