Первая реконструкция шитой лодки в Карелии

!  Ищем мастеров, работников, партнеров для постройки серийных лодок и для реконструкции старинных судов (в перспективе - коча). Условия и оплата договорные, заинтересовавшимся просьба писать на почту Type email manually  !






same in English
Главная страница
Текущий проект -- коч по находкам в Мангазее
Мурманская шняка
Водлозёрка в Карелии
Водлозёрка в Фотевикене
Лодка из Туны в Баделунде
Новгородский чёлн
Обзор технологий шитья в судостроении
Получение смолы в смолокурне
Пилка теса ручной пилой
Находка в Пыранихе
Современная водлозерка под мотор
Музей в Фотевикене
Товарищество Северного Мореходства
Национальный Парк Водлозерский
Контактная информация


Восстановление техники шитья

и постройка первой реплики -- шитой "водлозёрки" (1996 г)
См. также:
аналогичный проект в Фотевикене-- вторая шитая водлозёрка и
статья в альманахе "Соловецкое море"

Более тысячи лет лодки в культурно изолированных районах северной Европы и России строились без применения металлических гвоздей -- доски соединялись при помощи особой технологии, несколько напоминающей шитье. Обшивка производилась "внакрой", и в перекрывающихся частях досок сверлились ряды отверстий, сквозь которые доски и сшивались вместе какими-либо волокнами; в качестве таких волокон чаще всего использовались корни некоторых деревьев, обычно ели или сосны.

Техника шитья восходит от каменного века и сохраняется почти до наших дней -- последние шитые лодки существовали в удаленных сельских районах севера России (Карелии, Мурманской и Архангельской областях) до 50-х годов нашего века. Техника варьировала от местности к местности, и отличалась в разные исторические периоды; достаточно полный обзор вы можете найти в статье Кристера Вестердаля "Sewn boats of the North: A prliminary catalogue with introductory comments" . Я здесь могу описать только технику шитья, характерную для восточной Карелии в нашем веке. Точная реплика шитой лодки была построена в деревне - Канзанаволок в Национальном парке "Водлозерский" .


Водлозёрка, сшитая еловым корнем в 1996 г на Водлозере, д. Канзанаволок. Все фото на этой странице 1998-99 гг. (извиняюсь за качество -- эта и многие другие страницы делались в эпоху модемов, пленочных фотоаппаратов, и пузатых мониторов. Дизайн страниц обновляется, но сканировать пленки по новой пока нет времени)

См. также еще фотографии общего вида лодки


Лодка имеет длину примерно 6м и ширину 1.35м. Она может вместить до 6-7 человек, но обычно на таких лодках ездило 2-3 человека -- один или два на веслах и один рулевой на корме с особым кормовым веслом. Лодка имеет четыре уключины очень простой конструкции -- петли из березовой вицы, и деревянные пальцы, засунутые в отверстия в бортовых опругах; не больше трех гребцов (чаще -- один или два) могут на ней грести.

См. также еще фотографии общего вида лодки


Устанавливается также и мачта с примитивным шпринтовам парусом , но круто к ветру такие лодки ходить не могли.

См. также еще фотографии общего вида лодки


Водлозёрки предназначались в основном для рыбной ловли (на фото -- установка щучьей мережки) , и от них требовалась главным образом маневренность на веслах, а не хорошие ходовые качества.

Я использовал лодку для рыбалки и других хозяйственных нужд в течении нескольких сезонов, и она показала себя вполне состоятельной -- разваливаться не собирается, а после повторной просмолки практически не течет.

См. также еще фотографии общего вида лодки


Приблизительный чертеж.



При строительстве реплики никакие современные материалы или инструменты не использовались. Из инструментов применялись только топор, нож, стамеска, бурав ("напария") и коловорот с ложечным сверлом. (Пилы в тех местах применялись весьма ограниченно всего 100 лет назад -- пилу вряд ли можно было выковать и как следует закалить в кузнице, а заточить ее точильным камнем невозможно, необходим напильник. Простые крестьяне обычно обходились без пилы; часто они шили лодки на каком-нибудь далеком лесном озере, имея только инструменты, которые принесли с собой ). Я пилу и ножевку вообще не использовал; доски -- "тес" -- были вытесаны топором из сосновых плах, плахи были получены из бревен, расколотых вдоль при помощи деревянных клиньев. (Именно поэтому лодка имеет такой своеобразный вид -- она полностью, вся ее поверхность, вытесана топором, и не обстругана рубанком. Именно такой вид имели многие древние суда). Я пытался расколоть каждое бревно на четыре плахи, не всегда, впрочем, успешно. В конце концов из трех бревен вышло восемь тесин, достаточно на лодку, имеющую по четыре набоя с каждой стороны. Тесины имеют толщину 15-17 мм, и ширину до 30 см в комле. Края набоев вытесываются не прямо -- они несколько загибаются вверх у носа и у кормы, и набой получается изогнутым и в середине шире, чем у концов. Верхний набой должен быть настолько изогнутым, что ширина тесины не позволяет его вытесать, поэтому он делается из двух частей со стыком посередине.



Источники информации для реконструкции у меня на тот момент были следующие:



1) Два фрагмента досок -- "набоев" от шитых лодок -- они были найдены в старых домах; большим фрагментом была закрыта щель на чердаке, а меньший был прибит к порогу, чтобы плотнее закрывалась дверь. Он был покрашен коричневой масляной краской вместе с дверью и косяком. Во фрагментах сохранилось несколько корневых стежков, по которым можно восстановить технику шитья. Оба фрагмента -- сосновые, получены продольной распиловкой ручной пилой.

См. также еще фото этих досок со стежками, и
коллекцию фотографий швов в различных судах, которую я собрал позже, после завершения данной реконструкции.

2) Местные старики вспоминают, как предания, некоторые разрозненные детали -- например, что клинышки, зажимающие корни в отверстиях, делались обязательно из ольхи; или, что корни кипятили в смоле. Многие пожилые люди в детстве видели шитые лодки и их обломки, они подтверждают, что моя реплика выглядит вполне правильно. Однако в целом прошлое забывается очень быстро, и представители следующего поколения часто даже не слышали о шитых лодках, и живых мастеров, знающих эту технологию, нет уже много десятилетий. В местном языке сохраняются некоторые характерные слова и выражения, например, даже молодежь никогда не скажет "строить лодку" или "делать лодку" ; все говорят "шить лодку", хотя многие не знают происхождения этого выражения.

3) Шитье лодок упоминается во многих работах по этнографии, но в русскоязычной литературе, похоже, нет детальных описаний этой техники. Значительно лучше дело обстоит в Скандинавии, и через несколько лет после постройки лодки я прочел статью Кристера Вестердаля. Насколько мне было известно, в российских музеях нет подобных экспонатов; в музеях Скандинавии, опять же, выставлено несколько шитых лодок -- в Стокгольме, в Хельсинки, в Осло и в Тромсё; все они были сшиты в России -- в Карелии, Архангельской области, и на Кольском полуострове.

4) Мой опыт в строительстве более современных лодок на гвоздях был тоже незаменим. Форма и конструкция традиционной для Водлозера лодки -- "водлозёрки" не изменились с переходом от корней на гвозди, и в 1970-х было еще много весельно-парусных лодок точно такого же типа. Появление подвесных моторов привело к большим изменениям в конструкции кормы , но нос водлозерок сохраняет свою традиционную форму.

См также: современная водлозёрка под подвесной мотор на продажу






Еловый корень для шитья

Корни многих деревьев бывают очень длинными, гибкими, и замечательно равномерными по толщине -- еловый корень может быть длиной 2 метра и толщиной с карандаш -- от 8 до 4 миллиметров в диаметре. Корни были наиболее дешевым и доступным материалом для шитья -- в густом ельнике они растут в изобилии прямо в верхнем рыхлом слое лесной подстилки, и их можно легко собирать голыми руками, без помощи лопаты и т.п. Собранные корни нужно очистить от коры (она тоже рыхлая и очищается легко) и сразу погрузить в ведро со смолой; если корни высохнут, то они станут жесткими и хрупкими, совершенно непригодными для шитья. Вынимать из смолы их нужно только непосредственно перед использованием. Для защиты от гниения их нужно еще и прокипятить в смоле, чтобы они полностью ей пропитались; после этого они станут еще мягче.

Позднее, при строительстве следующих реплик, я все-таки отказался от хранения и кипячения в смоле, уж больно неприятно иметь дело с липкими и мажущимися корнями. К тому же, слишком долгое кипячение в смоле делает их хрупкими - выкипает содержащаяся влага, корень становится похожим на сухой. Зато пришел к выводу, что даже тонкие корни лучше завивать, как березовые вицы, отчего они становятся еще более гибкими; работа без завивки с более толстым корнем (для крупного судна) вообще невозможна. Во всех археологических находках корень или вица завиты. Завивать надо сразу после заготовки, пока корень свежий и гибкий, затем можно хранить в смотанном и высушенном состоянии. Перед шитьем тогда сухие мотки надо прокипятить в ведре с водой, гибкость полностью восстанавливается.


Еловые корни в лесной подстилке, открытый перочинный нож leatherman длиной 30см показан для масштаба.

См. также еще фото заготовки еловых корней


Сбор еловых корней для шитья лодки в Фотевикене

См. также еще фото заготовки еловых корней.






Конструкция и последовательность постройки лодки


Постройка происходит в такой последовательности: сначала кормовая и носовая опруги присоединяются к днищу (килю). Затем первый набой тщательно подгоняется на свое место -- это наиболее ответственный этап всей постройки, поскольку первые набои изогнуты очень круто и могут треснуть вдоль. Во время подгонки набой устанавливается и прижимается на свое место с помощью специальных зажимов (называемых также "клещи", напоминают во много раз увеличенную бельевую прищепку с клином). Затем набой временно снимают, чтобы покрыть смолой и проложить просмоленным мхом паз в днище и кокорах; после этого окончательно устанавливают набой на паз, прижимают зажимами и пришивают корнями. Все последующие набои устанавливаются точно так же.


Поперечное сечение по стрелке "А"

Для шпангоутов ("опруг") нужно найти деревья или толстые сучья с подходящим изгибом; обычно опруги получаются из нижней части кривых елок -- если молодая елочка была пригнута к земле снегом или упавшим деревом, но затем продолжает расти и выпрямляется, то ее нижняя часть приобретает дугообразную форму частично под землей и частично над ней. Некоторые опруги в носовой части вытесаны из ствола с корнем, аналогично кокорам. Некоторые опруги приходится делать составными из двух частей. Планшири ("бортовые опруги") вытесаны из двух молодых елок диаметром 18-20 см в комле.

Опруги (шпангоуты) подгоняются по месту только после того, как пришиты все набои и корпус лодки приобрел свой окончательный вид (за исключением средней опруги, которая приходится на стык верхнего набоя и устанавливается раньше, чтобы облегчить подгонку этого стыка). Опруги пришиваются к набоям точно так же, как и набои друг к другу, но к днищу они присоединяются при помощи деревянных нагелей ( ~2 см в диаметре, так же, как кокоры к днищу). Последними устанавливаются бортовые опруги, они пришиваются с внутренней стороны верхнего набоя, причем клинообразно стесанные концы опруг заходят в специальные зарубки и зажимаются между бортовой опругой и верхним набоем, что придает большую жесткость всей конструкции.


Для сшивания набоев нужно просверлить отверстия -- в диаметре они 7-8 мм и на расстоянии 3-7 см друг от друга. Сверлятся они наклонно к поверхности набоя, с таким расчетом, чтобы в дальнейшем избежать крутых изгибов корней. Отверстия расположены зигзагами, чтобы уменьшить риск скола вдоль линии отверстий. Затем надо вырезать между отверстиями желобки, в которые частично будут утоплены выступающие части стежков. ( Эти выступающие над поверхностью стежки -- самое уязвимое место во всей лодке: они подвергаются износу как снаружи -- стираются о камни при вытягивании на берег, так и изнутри -- ногами людей.) Корень удобнее продеть через несколько отверстий подряд и в первом отверстии зажать ольховым клином; клин забивается молотком до отказа, затем срезается заподлицо с поверхностью. Обычно мне удавалось натягивать стежки при помощи специально выстроганной палочки или рукоятки молотка, просунутой между очередным стежком и набоем и работающей как рычаг; но из статьи К. Вестердала я узнал, что для этой цели использовался особый Т-образный инструмент (См. "Саамский лодочный мастер в деревне Нотозерск в 1909 году"). Практически во многих случаях такой способ оказывается недостаточным, и в дополнение к нему я обычно сжимал стежки зажимом. Однако применение зажимов невозможно при ремонте лодки, когда опруги и верхние набои не позволят установить зажим на нижний шов ("лайну"). Вероятно, ремонт шитых лодок и замена перетершихся корней новыми были довольно проблематичным делом, и я замечал, что пожилые люди (в особенности -- старые женщины) проявляли особую, почти ритуальную, осторожность при вытягивании лодок на берег, боясь "стереть накрои о камни". Тогда это выглядело довольно странно, поскольку лодки были сделаны на гвоздях. Но, несомненно, способ ремонтировать шитые лодки существовал -- возможно, применение Т-образного приспособления и использование прядей из нескольких волокон решило бы эту проблему. К тому же швы в готовой лодке, где набои успели "обстояться", "привыкнуть" к своей изогнутой форме, сжались бы гораздо легче, чем швы в новой лодке между заново изогнутыми досками.

В последующих реконструкциях я всегда пользовался Т-образным инструментом для натяжения стежка, зажимы хоть и переставляются на сшиваемый участок по мере продвижения, но сжимать каждый стежок не обязательно. Ремонт и замена корня в готовом судне проблемы не составляют, разве что может потребоваться два работника, для одновременных согласованных действий изнутри и снаружи корпуса. На рисунке также показаны не все клинышки -- они забиваются в каждое отверстие с обеих сторон; и действительно, в данной лодке забиты не все необходимые клинышки. Вообще, хотя в целом эта первая реконструкция шитья вполне состоятельна, но верна не полностью -- главным образом корень недостаточно завит, по сравнению с археологическими находками.

После того, как стежок как следует натянут и сжат зажимом, он закрепляется в отверстии очередным клином. Конец предыдущего корня и начало следующего никак не соединены, и промежуток между отверстиями в этом месте может достигать 10-15 см. Фактически, благодаря закреплению клиньями, стежок будет скреплять набои даже после того, как предыдущий и последующий стежки перетерлись; количество стежков в лодке сильно избыточно, и лодка не развалится и останется в рабочем состоянии даже если половина ее стежков перетрется. Техника шитья позволяет также "заштопывать" небольшие трещины в набоях.

См. также обзор способов шитья,
фото последовательность операций при создании стежка, и
коллекцию фотографий швов в различных судах.




Саамский мастер в деревне Нотозеро (Нотозерск) шьет лодку, фото Г. Халльстрём 1909.

Хорошо виден Т-образный инструмент для натяжения стежка, проложенный в паз мох, и также один из зажимов, удерживающий загнутый набой до пришивания. Фото из архива университета в Умео.

См. также: саамские шитые лодки


Нос

В носу видна т.н. "парусовая доска", или "парусовой мостец", с отверстием для установки мачты.


Корма

Конструкция носа вполне аналогична конструкции кормы , они отличаются только пропорциями. И форштевень ("носовая кокора") и ахтерштевень ("кормовая кокора") вытесаны из нижней части елового ствола с большим корнем, растущим под прямым углом к стволу. Наклонная их часть вытесана из самого ствола, а вертикальная ("коковка") -- из корня. Соединение кокоры и киля ("днища") показано на рисунке и фото ниже .



Готовую лодку надо проконопатить (просто уплотнить мох, которым были проложены швы, и законопатить внутрь или срезать весь выступающий из швов мох), и как следует просмолить кипящей смолой. Мох в судостроении применятеся не тот, что в строительстве срубов домов (кукушкин лён), а сфагнум, "белый мох". Им конопатились не только малые лодки, ни и крупные суда в Европе, когги, например. Он очень гигроскопичен, а в сухом состоянии крошится, так что для строительства непригоден. Зато во много раз увеличивается в объеме, когда впитывает воду, при этом заполняя все щели и устраняя течи, но не создавая сильного распирающего давления в пазах. Пропитанный смолой, имеет подходящую консистенцию, не крошится и не высыпается. В данной лодке сначала был проложен не тот вид мха, так что лодка течет, если дать ей рассохнуться. Впоследствии частично этот мох заменялся на сфагнум.

Смолу для просмолки добывают из сухих ("жаровых") сосновых пней, где она обычно накапливается в больших количествах. Если древесину от такого пня нагревать без доступа воздуха, то смола плавится и стекает вниз; в конце от древесины остается только уголь. См. получение смолы в смолокурке.



last update: February 2012   report problems with this page to
Type email manually

Hosted by uCoz