! Ищем мастеров, работников, партнеров для постройки серийных лодок и для реконструкции старинных судов (в перспективе - коча). Условия и оплата договорные, заинтересовавшимся просьба писать на почту !
Реконструкция шитой кольской шняки
Содержание сайта:
Прибытие в гавань Благополучия. Июль 2005. См. также статью о плавании в альманахе "Соловецкое море" Строительство копии было начато в конце июля 2001, и продолжалось до середины ноября; В 2002 работы продолжались с апреля по октябрь. В 2003 они были возобновлены в июне, состояние работ на каждый момент видно из фотографий на этом сайте. Первоначально планировалось построить судно и спустить его на воду в июле 2002, и по возможности в навигацию этого года совершить переход до С- Петербурга, с тем, чтобы принять участие в параде старинных судов на торжествах в честь 300-летия города. Однако эти сроки оказались нереальными, -- шняка была спущена на воду только в сентябре 2003 года. Летом 2005 г. на шняке было совершено плавание по Онежскому озеру и Белому морю, после чего судно осталось при музее ТСМ на Соловках. К моему горькому сожалению, в плавание шняке было не суждено больше выйти -- не нашлось никого, кто взял бы на себя его организацию и финансирование, а лично я этого проекта уже не "потянул". В настоящее время корпус выставляется на Сельдяном мысу как экспонат музея ТСМ, к плаванию уже не пригодный из-за длительного хранения под открытым небом при отсутствии просмолки и ухода. |
Шняка в становище Гаврилово, фото 19 -- начала 20 века, из музея МГТУ (Мурманского государственного технического университета), опубликовано пользователем Kurchanov-1950 на яндекс-фотках. См. также коллекцию старинных фотографий шняк. Эти суда широко использовались для каботажного плавания в бассейнах Белого и Баренцева морей, в районах Колы и Кольского полуострова, северной Норвегии, Архангельска, Онеги, Холмогор и пр., начиная с 15-16 вв. вплоть до начала 20 века, в основном они предназначались для лова трески. Реальная обстановка северного Поморья того времени, к которому относится посторенная копия шняки, хорошо описана например,
|
Полноразмерная картинка(58Кб) Оригинал, по которому строится копия -- шняка постройки 1905(?) года с Мурманского берега. Выставлена в Морском музее в Осло, Норвегия. Русское слово "Мурман" -- это искаженное "Нурман", или "Норман" -- нормандский (норвежский) берег, что-то вроде русской Нормандии. |
Полноразмерная картинка (52Кб)
Kорпус копии почти достроен, просмолен изнутри и частично снаружи. Октябрь 2002. |
Цель проекта и организационные аспекты
Официально цель проекта выглядит так - "практическое воспроизведение технологической цепи традиционного судостроения северного Поморья, постройка и походное испытание такого судна - шняки". Главный интерес представляет ныне утраченная технология "шитья" - безгвоздевого соединения обшивки при помощи витого корня или вицы. Данный археологический эксперимент может дать уникальную информацию о мореходных качествах таких судов, об особенностях их конструкции и о трудоемкости постройки, что может оказаться весьма ценным для историко-экономического анализа развития цивилизации в этих районах и для реконструкции судов по археологическим находкам.
Проект добровольный и некоммерческий, спонсорские средства только покрывают непосредственные затраты, об оплате работы речи нет. Руководитель проекта Миша Наймарк. Спонсором постройки и владельцем судна является общественная организация "Товарищество Северного Мореходства", возраждающая традиции Соловецкого и вообще поморского судохождения и судостроения.
Научная работа ведется в сотрудничестве с Группой Арктической Археологии ИА РАН, в Москве. Группа проводила раскопки, исследования и реконструкцию шитых поморских и древенрусских судов в ходе Мангазейской (1968-73 гг.), Шпицбергенской (1978 г. по настоящее время) Новгородской (более 60 лет) экспедиций. Опубликовано большое количество материала по этой теме.
Большая проблема связана с выбором места постройки и получением необходимых материалов. Для качественного археологического эксперимента требуется воспроизведение всей природной среды -- главное, возможность поиска и заготовки древесины, в т.ч. фигурных деталей, непосредственно в лесу без затрудненей и проволочек. В то же время нужны также условия для проживания и организации быта участников, для научной работы, видеосъемок, немаловажно организовать также связи с общественностью, СМИ, и в разумных масштабах -- демонстрацию туристам. Условия довольно противоречивые, трудно обеспечить их все в одном и том же месте.
Весьма удачным является выбор места для постройки шняки -- она строилась на территории Национального Парка "Водлозерский" в Карелии, деревня Коскосалма на Водлозере; в национальном парке достигается сочетание всех упомянутых факторов и возможностей, причем цели проекта согласуются с целями Парка, и его персонал оказывает всяческое содействие.
Несколько реплик шитых лодок по археологическим находкам были посторены в Финляндии и Дании, традиционные шитые каноэ до сих пор могут изготовить в Индии по заказу клиента, см. ссылки в интернете . В России ранее тоже проводилась такая реконструкция, -- в начале 70-х в дер. Долгощелье на Белом море мастером Ф. Федоровским был сшит поморский карбас длиной около 8м (6,13м по килю), в качестве шовного материала использовалась распаренная можжевеловая вица (?). В то время еще нашлись люди, помнившие как шились лодки в их детстве, и это умение было легко восстановлено. Предпринято это было по инициативе Александра Николаевского для документации и сохраненения традиции, статьи об этом публиковалась в журнале "Вокруг Света" за 1978 год: в No 5 В. Орлов "Серый парус карбаса", в No 11 А. Николаевский "Долгощельская верфь", и в No 12 В. Орлов "Серый парус карбаса" . К сожалению, в статьях не дается описания самой технологии шитья, они написаны непрофессионалами в публицистическом стиле, нет также и фотографий шва. Дальнейшую судьбу карбаса выяснить пока не удалось, неизвестно, сохранился ли он до сих пор. Мной ранее были построены 3 небольшие (5.5 -6.5 м) шитые еловым корнем лодки, две традиционно карельского типа -- "водлозёрки", первая в Национальном парке "Водлозерский" в Карелии, вторая в морском музее в Фотевикене, в Швеции, и третья - копия лодки по находке 8 века из Туны в Баделунде (тоже в Швеции).
last update: February 2012 report problems with this page to